Статьи выпуска № 2, год 2020

Модель методического сопровождения процесса введения в практику начального образования предметов «Родной (русский) язык» и «Литературное чтение на родном (русском) языке»

Автор(ы):

Осинцева Татьяна Владимировна, учитель начальных классов, ORCID https://orcid.org/00000002-4579-6941, Лицей № 9 г. Новосибирска

 630132, Россия, г. Новосибирск, ул. 1905 года, 41, тел.: +7(383)2203691, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация. Введение. В статье актуализируется проблема рассогласованности нормативных требований по обеспечению государственных гарантий в области реализации прав на изучение родного языка, закреплённых в действующем законодательстве, и педагогической практики. Целью исследования является моделирование системы методического сопровождения процесса введения в практику начального образования курсов «Родной (русский) язык» и «Литературное чтение на родном (русском) языке».

Материалы и методы. Базой для проведения педагогического эксперимента по апробации методических материалов являлось МАОУ «Лицей № 9» города Новосибирска. Проведённый контент-анализ, сравнение, педагогический эксперимент, наблюдение, мониторинг позволили смоделировать систему сопровождения процесса введения новых дисциплин в практику начального образования. Были разработаны и апробированы две рабочие программы и два дистанционных курса, позволяющие учителю начальных классов организовать преподавание новых предметов с учётом специфики языка и литературы Сибири и Новосибирска.

Результаты исследования. Результаты апробации материалов свидетельствуют о повышении мотивации обучающихся к изучению родного языка и положительной оценке педагогами разработанных программ и курсов. Проведённые мониторинговые процедуры позволяют говорить о результативности внедрения предложенной модели.

Заключение. Материалы статьи могут быть востребованы с практической точки зрения учителями начального общего образования, администрацией образовательных организаций, методистами и руководителями программ повышения квалификации и переподготовки работников образования. Перспективой исследования является разработкарабочих программ и дистанционных курсов по «Родному (русскому) языку» и «Литературному чтению на родном (русском) языке» для всего уровня начального общего образования с последующей их апробацией.

Ключевые слова: родной язык, специфика преподавания родного языка, специфика преподавания литературного чтения на родном языке, коммуникативно-деятельностный подход.

Для цитирования: Осинцева Т. В. Модель методического сопровождения процесса введения в практику начального образования предметов «Родной (русский) язык» и «Литературное чтение на родном (русском) языке» // Педагогический ИМИДЖ. 2020. Т. 14. № 2 (47). С. 161–182. DOI: 10.32343/2409-5052-2020-14-2-161-182

DOI: 10.32343/2409-5052-2020-14-2-161-182

УДК: 372.881.161.1+ 372.882 + 373.31

Дата поступления в редакцию: 17.01.2020

 

Список литературы:

1. Балакина Л. Л. Педагогические принципы реализации коммуникативного подхода в организации урока и формировании коммуникативной компетентности учащихся : автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01. Томск, 2010. 43 с.

2. Буланкина Н. Е., Максимова Н. В. Готовность учителя-гуманитария к реализации концепций школьного языкового образования: русский и иностранный языки. Новосибирск : НИПКиПРО, 2017. 96 с.

3. Губанова Т. М., Губанов А. Ю., Нечипоренко А. В. Образовательный проект «Вертикаль». Книга первая. Департамент образования администрации г. Мегиона, 2007, 350 с.

4. Губанова Т. М., Губанов А. Ю., Нечипоренко А. В. Образовательный проект «Вертикаль». Книга вторая. Департамент образования администрации г. Мегиона, 2008, 344 с.

5. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения: монография. М. : Интор, 1996. 544 с.

6. Коммуникативная педагогика: от «школы знания» к «школе понимания»: Материалы научно-практической конференции / отв. ред. Ю.Л. Троицкий. Новосибирск, 2004. 292 с.

7. Максимова Н. В. Понимание в диалоге: текстовые модели ментатива. Новосибирск : Изд-во НИПКИПРО, 2012. 199 с.

8. Максимова Н. В. Текстовая культура и лингвистические модели диалога. М., 2011. 79 с.

9. Петухова О. Е.  Обучающие возможности приема моделирования в системе литературного образования младших школьников : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02. М., 2008. 23 с.

10. О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс] : Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 г. № 1576. URL: http://base.garant. ru/71320598/ (дата обращения: 29.04.2020).

11. О реализации прав граждан на получение образования на родном языке [Электронный ресурс] : Письмо Министерства образования и науки РФ от 9 октября 2017 г. N ТС-945/08. URL: http://ivo.garant.ru/#/document/71808454/ paragraph/1/highlight/%D0%BF%D0%B8%D1%81%D1%8C%D0%BC%D0%BE%20 %D0%BE%D1%82%209.10.17%20%D0%A2%D0%A1945|08:1 (дата обращения: 29.04.2020).

12. Об образовании в Российской Федерации Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 29.04.2020).

13. Традиции и перспективы деятельностного подхода в психологии: Шк. А. Н. Леонтьева / под ред. А. Е. Войскунского и др. М. : Смысл, 1999. 429 с.

14. Троицкая Т. С. Литературное образование младших школьников как коммуникативно-деятельностная система : дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.02. М., 2004. 492 с.

15. Троицкая Т. С. Проблемы детской художественной словесности. Учебное пособие для студентов Института детства. М. : Прометей, 2016. 252 с.

16. Троицкий Ю. Л., Тюпа В. И. Школа Понимания – коммуникативная дидактика // Образовательные системы современной России: Справочник. / сост. Ю. Л. Троицкий. М. : РГГУ, 2010. C. 226–254.

17. Тульчинский Г. Л. Остранение // Проективный философский словарь: Новые термины и понятия. СПб. : Алетейя, 2003. С. 285–286.

18. Щедровицкий Г. П. О методе исследования мышления. М. : Фонд «Ин-т развития им. Г. П. Щедровицкого», 2006. 600 с.

19. Эльконин Б. Д. Введение в психологию развития: (в традиции культ.-ист. теории Л. С. Выготского). М. : Тривола, 1994. 168 с.

20. Pisa-2018 Assessment and Analytical Framework. Paris: OECD Publishing, 2019. 308 p. [Electronic resource]. URL: http://www.oecd.org/education/pisa-2018-assessment-and-analytical-framework-b25efab8-en.htm (mode of access: 29.04.2020). DOI: https://doi.org/10.1787/b25efab8-en.

 

Скачать статью в формате pdf

Несколько письменных традиций кильдин-саамского языка как основная проблема его сохранения и преподавания

Автор(ы):

Бакула Виктория Борисовна, кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры филологии и медиакоммуникаций, ORCID https://orcid.org/0000-00024038-7946, Мурманский арктический государственный университет

183038, Россия, г. Мурманск, ул. Капитана Егорова, 15, тел.: +7(815)213833, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация. Введение. Статья посвящена состоянию кильдин-саамского языка, который составляет отдельную группу финно-угорской ветви уральской языковой семьи. Цель статьи – проанализировать проблему отсутствия единой графической системы для письменности кильдин-саамского языка, что делает проблематичным его преподавание и сохранение.

Материалы и методы. Для исследования привлекались документы о создании письменности, утверждении алфавитов и его вариантов, учебно-методические пособия, лексикографическая и художественная литература на кильдин-саамском языке, а также статьи специалистов. Основными методами исследований стали эмпирический метод и метод исторического познания. Результаты исследования. В результате проведённого исследования автор приходит к выводу, что затянувшийся спор о вариантах алфавита становится неактуальным в условиях угасания языка, однако он может привести к полной утрате языка. Самым практичным и жизнеспособным является алфавит 1982 г. (модифицированный алфавит 1979 г.).

Заключение. Полученные в ходе исследования результаты, основанные на ранее неизвестных фактах и введённые в научный оборот, могут способствовать прекращению спора о вариантах саамских алфавитов, инициировать создание учебно-методической литературы на унифицированной графической системе, сохранить пласт художественной литературы, созданный на её основе, способствовать преподаванию языка коренного малочисленного народа и, как следствие, сохранить язык.

Ключевые слова: коренной малочисленный народ, сохранение языка, кольские саамы, кильдин-саамский язык, графическая система языка.

Для цитирования: Бакула В. Б. Несколько письменных традиций кильдин-саамского языка как основная проблема его сохранения и преподавания // Педагогический ИМИДЖ. 2020. Т. 14. № 2 (47). С. 146–160. DOI: 10.32343/2409-5052-2020-14-2-146-160

DOI: 10.32343/2409-5052-2020-14-2-146-160

УДК: 811.511.12

Дата поступления в редакцию: 12.11.2019

 

Список литературы:

1. Антонова В. С. Язык и молодежь // Саамская идентичность: проблемы сохранения языка и культуры на Севере : Мат-лы междунар. науч. конф. (г. Мурманск, 10–11 марта 2011 г.) / сост., отв. ред. О. Н. Иванищева; Мурманский государственный гуманитарный университет. Мурманск : МГГУ, 2012. С. 111–113.

2. Бакула В. Б. Проблемы преподавания языка кольских саамов // Образование народов Севера, Сибири и Дальнего Востока: вызовы, тенденции, перспективы: тезисы докладов / под общ. ред. С. А. Боргоякова. М. : ФГНУ ИОМНССДВ РАО, 2013. С. 14–17.

3. Бакула В. Б. Проблемы формирования литературного языка кольских саамов // Финноугорский мир. 2018. Т. 10. № 3. С. 13–22.

4. Бакула В. Б. Саамская письменность и литература // Вестник НИИ гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия, Саранск. 2018, № 3 (47). С. 216–220.

5. Богданов Н. Б. Саамы Кольского Севера на пороге третьего тысячелетия // Наука и бизнес на Мурмане. 2000. № 4. С. 5–7.

6. Бубрих Д. В. О древней прибалтийско-финской речи, 1945–1946 [?]. НА КарНЦ Ф. 11. Оп. 1. Д. 18. Л. 21.

7. Иванищева О. Н. Сохранять или не сохранять? Проблемы преподавания языка малого этноса (на материале саамского языка) [Электронный ресурс] // Современные исследования социальных проблем : электронный научный журнал. 2015. № 4 (48). С. 389–397. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/sohranyat-ili-ne-sohranyat-problemy-prepodavaniya-yazyka-malogo-etnosana-materiale-saamskogo-yazyka (дата обращения: 15.02.2019).

8. Иванищева О. Н. Проблемы сохранения языка коренного малочисленного народа Кольского Севера и перспективы двуязычного образования // Мат-лы Междунар. науч. конф. «Двуязычное образование: теория и практика» (26–28 апреля 2011 г., Хельсинки, Финляндия) / под ред. М. В. Копотева, Е. Ю. Протасовой. Хельсинки: Хельсинский университет ; СПб. : Златоуст, 2011. С. 108–109.

9. Иванищева О. Н. Сохранение и ревитализация: к вопросу о соотношении понятий «язык» и «культура» (на примере саамского языка и культуры) // Гуманитарный вектор. 2011. № 4 (28). 2011. С. 82–85.

10. Иванищева О. Н. Языковая политика в контексте глобализации (на примере языка кольских саамов) // Известия Сочинского государственного университета. 2014. № 2 (30). С. 103–107.

11. Керт Г. М. Проблемы возрождения, сохранения и развития языка и культуры кольских саамов // Наука и бизнес на Мурмане. 2007. № 5. С. 9–16.

12. Керт Г. М. Саамский язык (кильдинский диалект): фонетика, морфология, синтаксис : монография. Л. : Наука : Ленинградское отделение. 1971. 354 с.

13. Керт Г. М. Саамский язык / Прибалтийско-финские народы России / отв. ред. Е. И. Клементьев, Н. В. Шлыгина; Ин-т этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая. М. : Наука, 2003. С. 49–57.

14. Керт Г. М. Саамско-русские языковые контакты // Прибалтийско-финское языкознание. Петрозаводск : Карельский научный центр РАН, 1994. С. 99–116.

15. Кошечкин Б. И. История изучения саамов Кольского полуострова // Прибалтийско-финские народы России / отв. ред. Е. И. Клементьев, Н. В. Шлыгина; Ин-т этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая. М. : Наука, 2003. С. 58–65.

16. Куруч Р. Д., Афанасьева Н. Е., Виноградова И. В. Правила орфографии и пунктуации саамского языка. М. : Северные просторы, 1995. 190 с.

17. Национальный состав и владение языками, гражданство [Электронный ресурс] // Всероссийская перепись населения 2010. URL: https://gks.ru/free_doc/new_site/perepis2010/croc/perepis_ itogi1612.htm (дата обращения: 26.02.2017).

18. Огрызко В. Поскупилась жизнь на злато // Саамская литература: Материалы и исследования / сост. В. Огрызко. М. : Литературная Россия, 2010. С. 3–31.

19. Распределение населения по национальности и родному языку. Украина [Электронный ресурс] // Государственный комитет статистики Украины. URL: http://2001.ukrcensus.gov.ua/ rus/results/nationality_population/nationality_popul1/select_51/?botton=cens_db&box=5.1W&k_t=00&p=75&rz=1_1&rz_b=2_1%20%20&n_page=4 (дата обращения: 26.02.2017).

20. Саамы [Электронный ресурс] // Энциклопедия народов мира. URL: http://www.etnolog.ru/ people.php?id=SAAM (дата обращения: 26.02.2017).

21. Хайду П. Уральские языки и народы. М. : Прогресс, 1985. 430 с.

22. Черняков З. Е. Очерки этнографии саамов / под ред. Ранталы Л. Рованиеми : Университет Лапландии, 1998. 126 с.

23. Шаршина Н. С., Шеллер Э., Антонова А. А. Са̄мькилсыййт (о̄ххпнуввэмтуй). Ч. 1. Грамматика. Ловозеро: Берлинский университет им. В. Гумбольдта (Россия/Германия), 2008. 50 с.

24. Шеллер Э. Ревитализация кильдинского диалекта – неиспользованные ресурсы // Саамская идентичность: проблемы сохранения языка и культуры на Севере : Мат-лы междунар. науч. конф. (г. Мурманск, 10–11 марта 2011 г.) / сост., отв. ред. О. Н. Иванищева. Мурманск : МГГУ, 2012. С. 38–47.

25. Шеллер Э. Ситуация саамских языков в России // Наука и бизнес на Мурмане. 2010. № 2. С. 15–27. 26. Ээк А., Куруч Р. Д. Акустический анализ некоторых моделей кильдинского диалекта саамского языка // Советское финно-угроведение. 1983. 19 (1). С. 16–22.

Скачать статью в формате pdf

Использование результатов диагностического анкетирования монгольских студентов в решении проблем преподавания русского языка как иностранного в иноязычной образовательной среде

Автор(ы):

Хинзеева Наталья Петровна, кандидат педагогических наук, старший преподаватель, ORCID https://orcid.org/00000003-0309-6549, Улан-Баторский филиал Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова

210351, Монголия, г. Улан-Батор, район Баянзурх, проспект Мира, 131, тел.: +976(11)450596, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация. Введение. Статья посвящена проблемам изучения русского языка как иностранного и обучения ему. Целью работы является выявление и анализ проблем в преподавании русского языка как иностранного, изучение причин, препятствующих адекватному усвоению языка и выделение основных факторов, способствующих эффективному обучению русскому языку как иностранному.

Материалы и методы. В процессе обобщения фактического материала автором была выявлена научная новизна, которая состоит во внедрении коучинговых технологий в методику преподавания русского языка как иностранного. Реализация этой технологии связана с системно-деятельностным и практико-ориентированным подходами к обучению иностранных студентов. Теоретическая значимость работы заключается в определении стратегической концепции: «профессиональный коммуникатор (преподаватель) – коуч (студент)», которая заключается в том, что деятельность коммуникатора связана с воздействием на партнёра, его мировоззрение, систему ценностей, его поведение и реализуется с помощью коммуникативных стратегий и тактик: прагматических, диалоговых, риторических, а взаимодействие коуча происходит благодаря диалоговой, недирективной политике, субъект-субъектному характеру деятельности.

Результаты исследования. Результаты исследования, представленные в статье, теоретически и практически значимы для совершенствования методики преподавания русского языка как иностранного. Приводятся рекомендации по решению поднятых проблем, и делается вывод о том, что системно-деятельностный и практико-ориентированный подходы должны работать в комплексе и быть одними из ведущих в обучении.

Заключение. Практическая значимость исследования состоит в его направленности на совершенствование коммуникативной компетенции иностранного студента. Перспективность данного направления в науке определяется необходимостью совершенствования коммуникативной компетентности у иностранного студента; дальнейшего исследования требует изучение новых методов и форм преподавания русского языка как иностранного.

Ключевые слова: проблемы в изучении русского языка как иностранного, системно-деятельностный и практико-ориентированный подходы, профессиональный коммуникатор, коуч, коммуникативное взаимодействие.

Для цитирования: Хинзеева Н. П. Использование результатов диагностического анкетирования монгольских студентов в решении проблем преподавания русского языка как иностранного в иноязычной образовательной среде // Педагогический ИМИДЖ. 2020. Т. 14. № 2 (47). С. 113–132. DOI: 10.32343/2409-5052-2020-14-2-113-132

DOI: DOI: 10.32343/2409-5052-2020-14-2-113-132

 

УДК: 811.161.1+81.243+37.012

Дата поступления в редакцию: 18.02.2020

 

Список литературы:

1. Базарова Т. С., Хинзеева Н. П. Формирование коммуникативной компетентности иностранных студентов в иноязычной образовательной среде : монография. Улан-Удэ : Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2018. 190 с.

2. Барахович И. И. Форсайт образования: ценности, модели и технологии дидактической коммуникации XXI века. Коллективная монография/ под ред. М. Р. Арпентьевой и др. Канада, Торонто : Альтасфера, 2018. 710 с.

3. Бизнес-словарь. [Электронный ресурс]. URL: https://bakunin.com/coaching/ (дата обращения: 11.02.2020).

4. Карюкина О. А. Практико-ориентированный подход в подготовке специалистов [Электронный ресурс]. URL: https://nsportal.ru/npo-spo/obrazovanie-i-pedagogika/ library/2014/11/16/praktiko- orientirovannyy-podkhod-v-podgotovke (дата обращения 17.05.2020).

5. Кларин М. В. Профессиональный стандарт «Коуч»: развитие коучинга как профессии [Электронный ресурс] // Организационная психология. 2014. Т. 4. № 1. С. 6–16. URL: http://orgpsyjournal.hse.ru/ (дата обращения: 04.02.2020).

6. Козорог З. П. Оптимизация процесса обучения русскому языку как иностранному [Электронный ресурс] // IХ Международная научно-практическая конференция «Личность-слово-социум – 2008». URL: www.pws-conf.ru/nauchnaya/lss-2008/273pedagogika-visshei-shkoli.html (дата обращения: 11.02.2020).

7. Обязательно ли перевод должен выполняться на родной язык? [Электронный ресурс] // ALBA translating company. URL: https://www.alba-translating.ru/ru/ru/lang/nativespeaker.html (дата обращения: 11.02.2020).

8. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. [Электронный ресурс]. М. : Азь. 1992. URL: https://ozhegov.slovaronline.com/22215-PEREVOD (дата обращения: 11.02.2020).

9. Перевод как вид языкового посредничества. [Электронный ресурс] // Курс лекций по теории перевода / Е. Ю. Богатская, С. В. Невольникова. Ростов н/Д. : Издат. центр ДГТУ 2011. URL: https://studfi le.net/preview/4001868/page:3/(дата обращения: 10.03.2020).

10. Тер-Минасова С. Г. Язык и межкультурная коммуникация. М. : Слово, 2000. 624 с.

Скачать статью в формате pdf

Формирование читательских умений у младших школьников на уроках литературного чтения в процессе постижения родной концептосферы

Автор(ы):

Содномов Сономбал Цыденович, доктор педагогических наук, доцент, профессор, заведующий кафедрой педагогики и психологии детства, ORCID https://orcid.org/0000-00029276-0925, Бурятский республиканский институт образовательной политики

670000, Россия, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Советская, 30, тел.: +7(3012)216113, e-mail: sodnomov65@mail.ru

Аннотация. Во введении к статье рассматриваются возможности концептуально-семантической системы бурятской родной культуры в литературном развитии младших школьников на бурятском языке.

Материалы и методы. В целях литературного развития младших школьников на бурятском языке автор предлагает опираться на культурологическое осмысление истоков традиционной культуры бурят. Анализ трудов учёных – этнографов и культурологов, характеризующих обряды жизненного цикла в бурятской традиционной культуре, работ, направленных на изучение бурятской традиционной одежды и частично телесности, по мнению автора, станет своеобразным основанием для отбора содержания концептосферы бурятской культуры. По мнению автора, знания, усвоенные в процессе чтения художественных текстов на уроках литературного чтения на бурятском языке, пропущенные через эмоциональный опыт, станут своеобразным разрешением проблемы изучения и сохранения основ традиционной культуры, введения школьника в пространство родной бурятской культуры. Именно в процессе постижения бурятской концептосферы у младших школьников формируется читательское умение выявить и охарактеризовать культурные концепты бурятского народа в художественном произведении для детей младшего школьного возраста на бурятском языке.

Результаты исследования. Осуществлён отбор содержания литературного развития младших школьников на бурятском языке, который произвели в соответствии с отражением концептосферы в художественных произведениях. Содержание литературного развития на бурятском языке представлено областями: «Предметный мир», «Природа», «Внутренний мир личности», «Социально-нормативные отношения», представленные основными концептами, которые показаны на рисунке 1 и в таблице. Отобранное содержание позволяет младшим школьникам усваивать концептосферы бурятского народа и обусловливает формирование специального умения – выявить и охарактеризовать культурные концепты бурятского народа в процессе анализа художественного произведения.

Заключение. По мнению автора, отобранное содержание станет необходимым условием для реализации этнокультурного компонента и является условием изучения и сохранения основ традиционной культуры. Читательские умения, сформированные в начальной школе, будут необходимы и достаточны для того, чтобы в основной школе учащиеся умели полноценно воспринимать литературу разных жанров на бурятском языке и получать от этого эстетическое удовольствие. Именно читательские умения обеспечат младшему школьнику возможность самостоятельно приобретать новые знания, а в дальнейшем создадут основу для самообучения и самообразования.

Ключевые слова: бурятский язык, младший школьник, бурятская концептосфера, художественное произведение на бурятском языке, чтение на бурятском языке, формирование читательских умений.

Для цитирования: Содномов С. Ц. Формирование читательских умений у младших школьников на уроках литературного чтения в процессе постижения родной концептосферы // Педагогический ИМИДЖ. 2020. Т. 14. № 2 (47). С. 133.–145. DOI: 10.32343/2409-5052-2020-14-2-133-145

DOI: 10.32343/2409-5052-2020-14-2-133-145

УДК: 821.161.1+372.41

Дата поступления в редакцию: 30.10.2019

 

Список литературы:

1. Абаева Л. Л. Традиционные обряды предбайкальских родов селенгинских бурят // Традиционная культура народов Центральной Азии (материалы и исследования). Новосибирск, 1986. С. 112–131.

2. Бабуева В. Д. Материальная и духовная культура бурят. Улан-Удэ : Центр сохранения и развития культур, 2004. 226 с.

3. Батоева Д. Б., Галданова Г. Р., Николаева Д. А., Скрынникова Т. Д. Обряды в традиционной культуре бурят. М. : Восточная литература, 2002. 224 с.

4. Басаева К. Д. Семья и брак у бурят, вторая половина XIX – начало XX века. УланУдэ : Бурят. кн. изд-во, 1991. 193 с.

5. Воюшина М. П.  Формирование умения анализировать художественное произведение  как средство литературного развития младших школьников. СПб., 1989. 20 с.

6. Воюшина М. П. Модернизация литературного образования и развитие младших школьников. СПб. : Сударыня, 2007. 320 с.

7. Герасимова К. М. Традиционная культура бурят. Улан-Удэ : Бэлиг, 2000. 144 с.

8. Галданова Г. Р. Доламаистские верования бурят. Новосибирск : Наука, 1987. 116 с.

9. Жуковская Н. Л. Заметки о монгольской антропонимии // Ономастика Востока. М. : Наука, 1980. С. 13–19.

10. Кудина Г. Н., Новлянская З. Н. Информационно-методическое письмо о программе курса «Литература как предмет эстетического цикла» // Начальная школа. 1997. № 87. С. 59–63.

11. Николаева Д. А. Семантика женских украшений восточных бурят // Этнические процессы и традиционная культура. Улан-Удэ : ИПК ВСГАКИ, 2005, C. 223–205.

12. Скрынникова Т. Д. Два варианта картины мира в традиционной культуре бурят // Культура народов Сибири: мат-лы Третьих Сибирских чтений. СПб. : 1997. С. 139–148.

13. Санжеева Л. В. Традиционная одежда как элемент этнической культуры бурят: проблемы исследования. Улан-Удэ : ИПК ВСГАКИ, 2002. 113 с.

14. Самбуева С. Б. Символика традиционного бурятского женского костюма. УланУдэ : Изд-во БГУ, 2004. 92 с.

15. Содномов С. Ц. Методическая система литературного развития младших школьников при изучении курса «Литературное чтение» на бурятском языке : дис. … д-ра пед. наук : 13.00.02. Улан-Удэ, 2012. 374 с.

16. Содномов С. Ц. Литературное развитие младшего школьника средствами фольклора. Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2018. 178 с.

17. Федеральные государственные образовательные стандарты [Электронный ресурс]. URL: https://fgos.ru/ (дата обращения: 23.04.2019).

 

Скачать статью в формате pdf

Методология проектирования образовательной деятельности педагога с детьми дошкольного возраста

Автор(ы):

Зайцева Ольга Юрьевна, кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой психологии и педагогики дошкольного образования, ORCID https://orcid.org/ 0000-00017363-9102, Иркутский государственный университет

664003, Россия, г. Иркутск, ул. Карла Маркса, 1, тел.: +7(3952)240481, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Яблонцева Надежда Юрьевна, заведующий сектором дошкольного образования, ORCID https://orcid.org/0000-00015056-5753, Институт развития образования Иркутской области

664007, Россия, г. Иркутск, ул. Красноказачья, 10 А, тел.: +7(3592)500904, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Бабитинская Ольга Николаевна, старший методист сектора дошкольного образования, ORCID https://orcid.org/0000-00031264-1465, Институт развития образования Иркутской области

664007, Россия, г. Иркутск, ул. Красноказчья, 10 А, тел.: +7(3592)500904, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация. Введение. В статье рассматривается проблема определения методологических ориентиров модернизационных процессов в системе дошкольного образования. Целью статьи является представление проблемного анализа методологии проектирования образовательной деятельности педагога с детьми дошкольного возраста в современном детском саду, а также обоснование актуальности конструктивного и социоконструктивного методологических подходов к педагогическому проектированию организованной образовательной деятельности в учреждениях дошкольного образования.

Материалы и методы. Посредством комплекса методов эмпирического и теоретического поиска, а также метода моделирования обоснованы проблемные области в педагогическом проектировании образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста, раскрыты современные подходы к определению методологии образовательной деятельности, соответствующей требованиям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Результаты. В процессе анализа теоретико-методологических позиций в области образования детей дошкольного возраста был сделан вывод о том, что современный методологический аппарат дошкольной педагогики не в полной мере отвечает практическим задачам в области педагогического проектирования организованной образовательной деятельности в учреждениях дошкольного образования. В связи с этим предлагается педагогическая модель проектирования образовательной деятельности педагога с детьми на основе конструктивного и социоконструктивного методологического подходов.

Заключение. Практическая значимость исследования состоит в его направленности на повышение профессиональной методологической культуры педагогов дошкольного образования. Ключевой идеей работы является необходимость внедрения педагогической модели образовательной деятельности в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования на основе конструктивного и социоконструктивного методологических подходов в практику методического сопровождения воспитателей организаций дошкольного образования.

Ключевые слова: методология, целостный образовательный процесс, конструктивный подход к образованию детей, социоконструктивный подход, педагогическое проектирование, образовательная деятельность педагога с детьми дошкольного возраста.

Для цитирования: Зайцева О. Ю., Яблонцева Н. Ю., Бабитинская О. Н. Методология проектирования образовательной деятельности педагога с детьми дошкольного возраста // Педагогический ИМИДЖ. 2020. Т. 14. № 2 (47). С. 101–112. DOI: 10.32343/2409-5052-2020-14-2-101-112

DOI: 10.32343/2409-5052-2020-14-2-101-112

УДК: 372.3.03

Дата поступления в редакцию: 06.03.2020

 

Список литературы:

1. Большая советская энциклопедия. В 30 т.; 3-е изд. М. : Советская энциклопедия, 1969–1978.

2. Бондаревская Е. В. Опыт разработки гуманитарной методологии исследования и модернизации целостного образовательного процесса в педагогическом вузе // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2012. № 11 (75). С. 4–8.

3. Доронова Т. Н., Дронов С. Г. Оценка результативности образовательной деятельности в сфере дошкольного образования // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2018. № 3. С. 18–31.

4. Егоров С. Ф., Лыков С. В., Волобуева Л. М. Введение в историю дошкольной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. С. Ф. Егорова. М. : Академия, 2001. 320 с.

5. Жамантаева К. К., Оспанова Б. Д. Содержание конструктивного подхода обучения на современном этапе // SCIENCE TIME. 2016. № 1(25). C. 161–163.

6. Лызь Н. А. Тенденции развития образования и смыслы педагогической деятельности // Педагогика. 2017. № 6. С. 3–11.

7. Малкова И. Ю. Ценностные основания проектирования в высшей школе // Вестник Томского гос. пед. ун-та. Серия : Педагогика. 2007. Вып. 7 (70). С. 11–13.

8. Новиков А. М. Методология образования. М. : Эгвес, 2006. 488 с.

9. От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой; 6-е изд., доп. М. : Мозаика-синтез, 2020. 368 с.

10. Погодаева М. В. Методология проектирования образования в области безопасности периода дошкольного детства // Вестник ТГПУ. 2013. № 13 (141). С. 66–70.

11. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования с рекомендациями. М. : Сфера, 2017. 96 с.

12. ПРОдетей: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования [Электронный ресурс]. URL: https://firo.ranepa.ru/obrazovanie/fgos/98kompleksniye-programmy/482-programma-prodetej#poyasnitelnaya-zapiska.pdf (дата обращения: 26.02.2020).

13. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказы и письма Минобрнауки РФ. М. : Сфера, 2016. 96 с.

14. Философский энциклопедический словарь. М. : Сов. Энциклопедия, 1983. 840 с.

15. Фуллан М. Выбор ложных движущих сил для реформы целостной системы ; пер. с англ. // Вопросы образования. 2011. № 4. С. 84.

16. Хуторской А. В. Современная дидактика. Учеб. пособие; 2-е изд., перераб. М. : Высш. шк., 2007. 639 с.

 

Скачать статью в формате pdf