Статьи выпуска № 4, год 2022

Общеучебные навыки в условиях профессионального обучения подростков и взрослых с тяжёлыми множественными нарушениями развития: анализ и разработка рекомендаций в контексте обучения

Автор(ы):

Алина Илдаровна Салахетдинова, младший научный сотрудник, https://orcid.org/0000-0003-3193-7114, Институт коррекционной педагогики Российской Академии образования

119435, г. Москва, ул. Погодинская, 8 к. 1, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., тел.: 8 (499) 245-04-52

Аннотация. Введение. В статье дано описание процесса трудовой подготовки учащихся с тяжёлыми множественными нарушениями развития, описаны результаты эмпирического изучения общеучебных навыков, необходимых для получения профессионального обучения людям с тяжёлыми множественными нарушениями развития; представлены методические рекомендации по преодолению основных дефицитов развития и успешной организации профессионального обучения.

Материалы и методы. Исследуются особенности процесса обучения в колледже учащихся с тяжёлыми множественными нарушениями развития по программам «Мозаичник монументально-декоративной живописи» и «Ткач» в возрасте 17–35 лет, специфика и уровень развития общеучебных навыков, необходимых для профессионального обучения.

Результаты исследования. Определены конкретные общеучебные навыки, необходимые для организации профессионального обучения, дано подробное описание их особенностей у учащихся с тяжёлыми множественными нарушениями развития.

Обсуждение и заключение. Разработанные методические рекомендации могут быть полезны специалистам, работающим с людьми с тяжёлыми множественными нарушениями развития на разных этапах обучения, они позволяют обратить внимание на трудности, которые препятствуют становлению предметной деятельности у лиц указанной категории. Методические рекомендации позволят создать педагогические условия для повышения эффективности обучения лиц изучаемой категории для обеспечения их всестороннего развития, что способствует дальнейшей интеграции в социум и социализации в целом.

Ключевые слова: обучающиеся с тяжёлыми множественными нарушениями развития, специальное образование, профессиональное обучение, общеучебные навыки, трудовое обучение

Для цитирования: Салахетдинова А. И. Общеучебные навыки в условиях профессионального обучения подростков и взрослых с тяжёлыми множественными нарушениями развития: анализ и разработка рекомендаций в контексте обучения // Педагогический ИМИДЖ. 2022. Т. 16. № 4 (57). С.426–436. DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2022-16-4-426-436

DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2022-16-4-426-436

УДК: 376.43

Статья поступила в редакцию 02.12.2022, одобрена после рецензирования 14.12.2022, принята к публикации 16.12.2022.

Список источников:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс] : утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1598) https://docs.edu.gov.ru/document/e2bb03c57325d29c7fef3910a36d9a30/?ysclid=lbq10fahfv490752890 (дата обращения: 14.09.2022).

2. Пряжникова Е. Ю. Пряжников Н. С. Профориентация: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений ; 6-е изд. М. : Академия, 2013. 494 с.

3. Матвеева М. В. Особенности профессиональной направленности школьниковс тяжелыми и множественными нарушениями развития // Наука, техника и образование. 2014. № 4 (4). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-professionalnoynapravlennosti-shkolnikov-s-tyazhelymi-i-mnozhestvennymi-narusheniyami-razvitiya (дата обращения: 01.11.2022).

4. Жидкина Т. С., Кузьмина Н. Н. Методика преподавания ручного труда в младших классах коррекционной школы VIII вида : учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Academia, 2005. 192 c.

5. Мирский С. Л. Методика профессионально-трудового обучения во вспомогательной школе. Пособие для учителей. М. : Просвещение, 1980, 183 с.

6. Диденко Л. И., Михайличенко Л. И., Хомченко Т. В. Коррекционное развитие способностей обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития на уроках профессионально-трудового обучения // Психолого-педагогические аспекты реализации образовательных программ : сб. статей Междунар. науч.-практ. конф. (15 мая 2022 г., г. Ижевск). Уфа : Аэтерна, 2022. С. 50–52.

7. Технология раннего вмешательства как комплексное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья: метод. пособие / авт.-сост. : Е. Г. Чумак, М. В. Пикинская, О. В. Возмилова. Сургут : Изд-во бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Методический центр развития социального обслуживания», 2014. 48 с.

8. Озерова В. А., Ткачева В. В. Об особенностях формирования профессионально-трудовых навыков у молодых людей с тяжелыми множественными нарушениями развития // Психолого-педагогическое сопровождение слепоглухих и лиц с тяжелыми множественными нарушениями: исследования и опыт помощи. М. : ИНФРА-М, 2020. С. 217–233.

9. Ильина Г. М. Образовательные задачи формирования предпосылок социальной и профессиональной интеграции обучающихся с ОВЗ и инвалидностью // Специальное образование. 2017. Т. 1. С. 84–88. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovatelnye-zadachi-formirovaniya-predposylok-sotsialnoy-i-professionalnoyintegratsii-obuchayuschihsya-s-ovz-i-invalidnostyu (дата обращения: 01.11.2022).

Скачать статью в формате pdf

Теоретико-методические подходы к формированию диагностического инструментария по курсу «Развитие осязания и мелкой моторики» для слепых обучающихся начальных классов

Автор(ы):

Алла Вадимовна Потемкина, кандидат педагогических наук, доцент кафедры тифлопедагогики; доцент кафедры тифлопедагогики Института дефектологического образования и реабилитации, https://orcid.org/0000-0002-4368-3302, Author ID in RSCI – 414188, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена

191186, Россия, г. Санкт-Петербург, Реки Мойки набережная, 48, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., тел.: +7 (812)2323292

Аннотация. Введение. Реализация Примерных адаптированных основных образовательных программ начального общего образования для слепых обучающихся потребовала разработки единой диагностической базы по курсам коррекционно-развивающей области, входящим в содержание образования по варианту 3.2. с пролонгированным сроком обучения. Стартовая диагностика по курсу «Развитие осязания и мелкой моторики» направлена на выявление уровня готовности слепого первоклассника к обучению в школе в целом, к освоению содержания курса; на выявление уровня сформированности осязательных умений на начальном этапе обучения, умений их использовать в разных видах деятельности. На основе полученных первичных данных педагог может выработать стратегию и тактику обучения будущего первоклассника с учётом его особых образовательных потребностей.

Цель исследования – разработка содержания и апробация стартового диагностического инструментария по курсу коррекционно-развивающей области «Развитие осязания и мелкой моторики» в 1 классе слепых обучающихся (вариант 3.2). В настоящее время существует ряд диагностических методик, предназначенных для слабовидящих дошкольников и дошкольников с амблиопией и косоглазием. Для слепых детей, поступающих в 1 класс, подобный диагностический материал отсутствует. В этой связи диагностика разработана на основе преемственности содержания и планируемых результатов ДОУ, с учётом особенностей развития слепого ребёнка и его дошкольной подготовки, включает в себя содержание, методические комментарии к её проведению, методические рекомендации к проведению диагностики по коррекционному курсу.

В статье представлены основные подходы к формированию диагностического инструментария, цель, структура и содержание стартовой диагностики по направлениям и параметрам изучения, описывается стимульный материал, используемый по каждому направлению, на основании результатов пилотного исследования анализируются трудности сформированности осязательных умений и навыков слепых первоклассников на начальном этапе обучения.

Материалы и методы. В работе использовались методы педагогического проектирования, пилотного проектирования, анализа научной литературы по вопросам особенностей развития слепых обучающихся, разработки диагностического инструментария для категории слепых детей; методы наблюдения, диагностических методик, изучения продуктов деятельности. Объектом исследования является диагностический инструментарий, используемый в педагогической практике и направленный на выявление трудностей сформированности осязательных умений и навыков у слепых обучающихся на момент поступления в 1 класс.

Результаты исследования. По результатам исследования определены основные подходы к формированию стартового диагностического инструментария; выявлен уровень готовности слепых первоклассников к освоению содержания курса «Развитие осязания и мелкой моторики», определены трудности формирования и развития осязательных умений и навыков при выполнении комплекса диагностических заданий.

Заключение. Результаты апробации диагностического инструментария определяют необходимость его внедрения в общую структуру курсов коррекционно-развивающей области для оптимизации образовательного процесса слепых обучающихся.

Ключевые слова: слепые обучающиеся, осязательное восприятие, готовность к обучению, апробация, диагностический инструментарий

Для цитирования: Потемкина А. В. Теоретико-методические подходы к формированию диагностического инструментария по курсу «Развитие осязания и мелкой моторики» для слепых обучающихся начальных классов // Педагогический ИМИДЖ. 2022. Т. 16. № 4 (57). С. 408–425. DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2022-16-4-408-425

DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2022-16-4-408-425

УДК: 376.3

Статья поступила в редакцию 17.10.2022, одобрена после рецензирования 26.10.2022, принята к публикации 30.10.2022.

Список источников:

1. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования слепых обучающихся. М. : Просвещение, 2017. 451 с.

2. Никулина Г. В., Волкова И. П., Фещенко Е. К. Оценка готовности к школьному обучению детей с нарушениями зрения. СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2001. 84 с.

3. Потемкина А. В. Сопровождение слепых первоклассников в процессе развития осязательного восприятия // Слепые и слабовидящие дети в системе непрерывного образования: комплексное сопровождение: монография для тифлопедагогов-практиков / В. З. Кантор, Г. В. Никулина, Е. Б. Быкова и др. СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2021. 240 с.

4. Андрющенко Е. В., Осипова Л. Б., Ратанова Н. Я. Развитие осязания и мелкой моторики рук у детей с нарушениями зрения (3–5 лет): методическое пособие для тифлопедагогов ДОУ . Челябинск, 2017. 96 с.

5. Мясникова Л. В. Развития осязания и мелкой моторики у дошкольников с нарушением зрения. Саратов : Центр реабилитации и помощи детям с нарушением зрения, 2006. 19 с.

6. Подколзина Е. Н. Тифлопедагогическая диагностика дошкольника с нарушением зрения : методическое пособие. М. : Обруч, 2014. 72 с.

7. Осипова Л. Б. Диагностическая методика тифлопедагогического обследования дошкольников с нарушениями зрения: методическое пособие. Челябинск, 2005. 59 с.

8. Осипова Л. Б. Методические рекомендации к программе «Развитие осязания и мелкой моторики» : Коррекционно-развивающая программа для детей младшего дошкольного возраста с нарушениями зрения (косоглазие и амблиопия): учебно-методическое пособие. Челябинск : Цицеро, 2011. 122 с.

9. Юрлина О. Ф., Касаткина С. Н. Диагностика осязательного восприятия дошкольников с нарушением зрения // Педагогика: традиции и инновации: материалы Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). Т. II. Челябинск: Два комсомольца, 2011. С. 33–35.

10. Резникова Е. В., Васильева В. С. Психолого-педагогическая диагностика детей с ограниченными возможностями здоровья: учебное пособие для высших и средних специальных учебных заведений. Челябинск : Южно-Уральский научный центр РАО, 2021. 244 с.

11. Примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования слепых детей [Электронный ресурс] : одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию 7 декабря 2017 г. Протокол № 6/17. URL: https://fgosreestr.ru/uploads/files/3c049a3fc8dec159f1bc93c9bd4a93d7.doc (дата обращения: 15.09.2022).

12. Макарьев И. С. Краткий словарь системы понятий инклюзивного образования: терминологический словарь. СПб. : Охтинский колледж, 2015. 84 с.

13. Солнцева Л. И. Тифлопсихология детства. – М. : Полиграф сервис, 2000. 250 с.

Скачать статью в формате pdf

Повышение воспитательной компетентности родителей в вопросах профориентации старшеклассников с нарушениями слуха

Автор(ы):

Марина Васильевна Жигорева, доктор педагогических наук, профессор кафедры инклюзивного образования и сурдопедагогики, https://orcid.org/0000-0003-4026-2358, Московский педагогический государственный университет

119991, Россия, г. Москва, ул. Малая Пироговская, 1, стр. 1, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., тел.: +7 (499) 2468762

Нура Алхури, выпускница по программе «аспирант» специальность 13.00.03. коррекционная педагогика (сурдопедагогика и тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия, https://orcid.org/0000-0003-1878-3560, Московский педагогический государственный университет

119991, Россия, г. Москва, ул. Малая Пироговская, 1, строение 1, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., тел.: +7 (499) 2468762

Аннотация. Введение. В статье освещаются вопросы повышения воспитательной компетентности родителей детей с нарушениями слуха с позиций того, что семья рассматривается как системообразующая детерминанта в социально-культурном статусе ребёнка, предопределяющая его дальнейшее психофизическое, социальное развитие и профессиональное самоопределение с учётом особых образовательных потребностей. Анализ научно-педагогической литературы позволяет констатировать, что проблема выбора профессии имеет важное теоретико-прикладное значение для решения задач мировой общественной практики и с учётом масштабности проблемы профориентации старшеклассников с нарушениями слуха и участия семьи в данном вопросе исследование проводилось в России и Сирии.

Материалы и методы. Использовались аналитические методы (изучение и анализ психолого-педагогической научно-методической литературы по проблеме исследования, изучение педагогического опыта); диагностические (анкетирование, анализ документов, беседы); статистические (количественный и качественный анализ полученных результатов и обработка данных эксперимента).

Результаты исследования. Данные экспериментального исследования по изучению семейной позиции в отношении профессионального самоопределения ребёнка с нарушениями слуха и выявления недостатков и проблем, с которыми сталкиваются родители, послужили основой для определения путей повышения воспитательной компетенции родителей в вопросах профориентации обучающихся с нарушениями слуха. Результаты исследования заключаются в разработке содержания этапов работы с родителями обучающихся с нарушениями слуха по формированию их воспитательной компетентности в вопросах профориентации в семейных условиях с учётом особых образовательных потребностей детей с нарушениями слуха, определены формы и содержание воспитательной работы в семье; разработана компьютерная программа «Твоя профессия», с помощью которой расширяются знания старшеклассников с нарушениями слуха и родителей о мире профессий; разработаны критерии и показатели сформированности готовности родителей к профориентационной работе с детьми.

Заключение. Семья играет исключительно важную роль при решении проблем профессионального самоопределения лиц с нарушениями слуха, поскольку она составляет ближайшее окружение ребёнка, где формируются:1) самооценка ребёнка; 2) картина мира; 3) его представления о своём месте в окружающем мире; 4) профессиональные установки и понимание мира профессии. Поэтому стиль воспитания и уровень взаимодействия в семье, развитие направленности детей на успех, организация образовательно-развивающей среды в семейных условиях помогают преодолевать возникающий кризис, связанный с необходимостью выбора своего профессионального пути. Опыт работы с родителями обучающихся с нарушениями слуха показал, что семья обладает широкими потенциальными возможностями для создания благоприятных условий развития и воспитания своего ребёнка в вопросах профориентации. Предлагаемые мероприятия, способствующие повышению воспитательной компетентности родителей по профориентации детей с нарушениями слуха, доступны для реализации в работе с родителями детей различных нозологических групп и в любой стране.

Ключевые слова: профориентация старшеклассников с нарушениями слуха, профессиональное самоопределение, семья, образовательная компетентность родителей, рынок труда

Для цитирования: Жигорева М. В., Алхури Н. Повышение воспитательной компетентности родителей в вопросах профориентации старшеклассников с нарушениями слуха // Педагогический ИМИДЖ. 2022. Т. 16. № 4 (57). С. 381–397. DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2022-16-4-381-397

DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2022-16-4-381-397

УДК: 376.3+37.018.26

Статья поступила в редакцию, одобрена после рецензирования 07.12.2022, принята к публикации 10.12.2022.

Список источников:

1. Patton W. The nexus between vocational education and career education in schools: In Competition or Each Defining a Place for the Other? // Australian Journal of Career Development. 2000. № 9(3). Pp. 34–39.

2. Кондратьева О. Г. Роль и место образовательной организации в профессиональном самоопределении детей и молодежи на уровне городских и поселковых муниципальных образований : сборник ОГАОУ ДПО ИИПКРО. Иркутск : Изд-во ИГУ, 2014. 353 с.

3. Shogren K. A., Wehmeyer M. L., Palmer S. B., Rifenbark G. G., & Little, T. D. Relationships between self-determination and postschool outcomes for youth with disabilities // The Journal of Special Education. 2015. № 48(4). Pp. 256–267.

4. Русанова А. А. Профессиональное самоопределение в структуре социального самоопределения студенческой молодежи (социологический анализ) // Вестник Адыгейского государственного университета. 2011. № 4. С. 163–172.

5. Punch R., Hyde M., & Creed P. A. Issues in the school-to-work transition of hard of hearing adolescents. American Annals of the Deaf. 2004. № 149(1). Pp. 28–38 DOI:10.1353/aad.2004.0015

6. Beauchamp H., & Kiewra K. R. (2004). Assessment of career maturity and selfadvocacy skills. In E. M. Levinson (Ed.), Transition from school to post-school life for individuals with disabilities. 2004. Pp. 150–188.

7. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. М. : Академия, 2004, 302 с.

8. Соловьева А. В. Семья как фактор профессионального самоопределения молодежи // Научные исследования в образовании. 2008. № 5. С. 58–60.

9. Metheny J., McWhirter E. H. Contributions of social status and family support to college students’ career decision self-efficacy and outcome expectations // Journal of Career Assessment. 2013. № 21. Pp. 378–394. doi:10.1177/1069072712475164

10. Diemer M. A. Parental and school influences upon the career development of poor youth of color. Journal of Vocational Behavior. 2007. № 70, Pp. 502–524. doi:10.1016/j.jvb.2007.02.003

11. Волосовец Т. В. Перспективы развития профессионального образования инвалидов в России // Дефектология. 2004. № 3. С. 3–7.

12. Кобак В. А. Интегративная образовательная система начальной профессиональной подготовки рабочих технического профиля : автореф. дис. … д-ра пед. наук. СПб, 2004. 42 с.

13. Пенин Г. Н., Пономарева З. А., Красильникова О. А., Кораблева Л. В. Воспитание учащихся с нарушением слуха в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях: учебное пособие. Спб. : КАРО, 2006. 496 с.

14. Богданова Т. Г., Степанова Н. А., Bовненко К. Б., Попова Т. М. Социальная адаптация, реабилитация и профессиональная ориентация лиц с ограниченными возможностями здоровья: учебник для студ, учреждений высш. образования. М. : Академия, 2014. 240 с.

15. Punch R., Hyde M., Creed P. A. Issues in the school-to-work transition of hard of hearing adolescents // American Annals of the Deaf. 2004. 149(1). Pp. 28–38. doi: 10.1353/aad.2004.0015

16. Речицкая Е. Г., Богданова Т. Г., Горбунова Е. А. и др. Педагогические технологии воспитательной работы в специальных (коррекционных) школах I и II вида: учебник для студентов высших педагогических учебных заведений, обучающихся по специальности «Сурдопедагогика» ; в 2 ч. ; ч. 2. M. : ВЛАДОС, 2009. 389 с.

17. Bennett K. S., Hay D. The role of family in the development of social skills in children with physical disabilities. International Journal of Disability, Development and Education. 2007. Vol. 54. Issue 4. Pp. 81–397. DOI: 10.1080/10349120701654555

18. Schroedel J. Helping adolescents and young adults who are deaf make career decisions. Volta Review, 1992. № 94. Pp. 37–46.

19. Jamieson J. R., Zaidman-Zait A., Poon B. (2011). Family support needs as perceived by parents of preadolescents and adolescents who are deaf or hard of hearing. Deafness and Education International. 2011. № 13 (3). Pp. 110–130. doi:10.1179/1557069 X11Y.000000005

20. Fordyce et al. Post-School Transitions of People who are Deaf or Hard of Hearing [Electronic resource]. University of Edinburgh. 2013. P. 216. URL: http://www.docs.hss. ed.ac.uk/education/creid/Reports/30iii_NDCS_PostSchTransit_FinalRpt.pdf (accessed: 04.07.2022).

21. Young А., Oram R., Squires G., Sutherland H. Identifying Effective Practice in the Provision of Education and Education Support Services for 16–19 Year Old Deaf Young People in Further Education in England. University of Manchester. 2015. 116 р.

22. Ярошевич Н. О. Проблемы социализации глухого подростка // Вопросы теории и практики сурдопедагогики: межвузовский сборник научных трудов. Вып. 1. М. : Альфа, 2000. 112 с.

23. Warick R. A profile of Canadian hard-of-hearing youth. Journal of Speech Language Pathology and Audiology, 1994. 18(4). Рр. 253–259

24. Старобина Е. М. Подготовка к трудовой деятельности в процессе профессиональной ориентации старшеклассников с ограниченными возможностями здоровья: учеб. пособие. СПб. : ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2015. 119 с.

25. Luzzo D. A., Hitchings W. E., Retish P., & Shoemaker A. Evaluating differences in college students’ career decision making on the basis of disability status. The Career Development Quarterly. 1999. № 48. Рр. 142–156.

26. Жигорева М. В., Алхури Н. Пути оптимизации профориентации старшеклассников с нарушениями слуха в России и Сирии // Дефектология. 2021. № 4. С. 51–60.

27. Жигорева М. В., Алхури Н. Изучение состояния профориентации старшеклассников с нарушениями слуха в России и Сирии // Наука и школа. 2021. № 2. С. 199–209.

Скачать статью в формате pdf

Организационно-содержательные аспекты психолого-педагогической диагностики слепых детей

Автор(ы):

Надежда Петровна Полякова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры специальной педагогики и комплексной реабилитации института специального образования и психологии, https://orcid.org/0000-0002-2374-2686, Московский городской педагогический университет

19261, Россия, г. Москва, ул. Панферова, 8, корп. 2, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., тел.: +7 (499) 1349468

Аннотация. Введение. На основе данных, полученных в ходе психолого-педагогической диагностики слепых детей, осуществляется построение их индивидуальной коррекционно-образовательной траектории. Имеющиеся у слепых детей специфические особенности, обусловленные глубоко нарушенным или отсутствующим зрением, оказывают существенное влияние как на объективность оценки, так и на продуктивность самой процедуры психолого-педагогической диагностики в целом.

Цель статьи: раскрыть организационно-содержательные аспекты психолого-педагогической диагностики слепых детей. Для её достижения требовалось решить следующие задачи:

– изучить теоретические аспекты рассматриваемой проблемы;

– раскрыть специфику психолого-педагогической диагностики слепых детей, определяющую содержание диагностического инструментария и характер полученных результатов;

– представить механизм организации психолого-педагогической диагностики и порядок отбора стимульного материала.

Материалы и методы. При работе над статьёй своё применение нашли аналитические методы (ретроспективный анализ научной литературы), практические методы (личный многолетний опыт подготовки и повышения квалификации педагогических кадров в системе специального образования).

Результаты исследования. Опираясь на свой многолетний научно-исследовательский опыт, автор статьи предложил порядок построения и реализации психолого-педагогической диагностики слепых детей. Процедура обследования, реализуемая в ходе занятия, подразделяется на два этапа. В рамках первого (основного) этапа у обследуемых формируются элементарные представления о материалах и предметах, с которыми им далее предстоит выполнять манипуляции. Детей знакомят с алгоритмом работы. Такая необходимость обусловлена ограниченностью их чувственного опыта и формируемых на его основе представлений, препятствующих развитию предметно-практических действий. На втором (тестовом) этапе занятия происходит непосредственная диагностика слепых детей.

Заключение. Предложенный подход к осуществлению психолого-педагогической диагностики слепых детей может найти своё применение у специалистов сопровождения (учителей-дефектологов, тифлопедагогов, учителей-логопедов и психологов), работающих со слепыми детьми на всех уровнях образования.

Ключевые слова: слепые дети; специалисты сопровождения; психолого-педагогическая диагностика; структура занятия; процедура обследования

Для цитирования: Полякова Н. П. Организационно-содержательные аспекты психолого-педагогической диагностики слепых детей // Педагогический ИМИДЖ. 2022. Т. 16. № 4 (57). С. 398–407. DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2022-16-4-398-407

DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2022-16-4-398-407

УДК: 376.3

Статья поступила в редакцию 11.10.2022, одобрена после рецензирования 24.11.2022, принята к публикации 30.11.2022.

Список источников:

1. Бабина Е. С. Развитие значения слова в системе логопедической работы по формированию лексики у дошкольников с функциональным нарушением зрения // Фундаментальные исследования. 2012. № 9. Ч. 3. С. 607–612.

2. Ермолович З. Г. Тифлопсихология. Особенности чувственного отражения мира слепыми и слабовидящими (часть 1). // Учебно-методическое пособие. – Минск : Белорусский государственный педагогический университет им. Максима Танка, 2004. 67 с.

3. Земцова М. И. Учителю о детях с нарушениями зрения. М. : Просвещение, 1973. 159 с.

4. Земцова М. И. Пути компенсации слепоты в процессе познавательной и трудовой деятельности. М. : Изд-во АПН РСФСР, 1956. 419 с.

5. Зотов А. И. Дефект зрения и психическое развитие личности // Психологические особенности слепых и слабовидящих школьников. Л. : ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1981. С. 161.

6. Зотов А. И. Фазовая динамика формирования представлений у нормально и аномальных школьников // Дефектология. Краткое содержание докладов. Октябрь, 1967. Л. : [б. и.], 1967. С. 91–94.

7. Литвак А. Г. Психология слепых и слабовидящих. СПб. : Изд-во РГПУ, 1998. 271 с.

8. Мёдова Н. А. Логопедическая работа с детьми, имеющими глубокие зрительныенарушения: методическое пособие. Томская обл. универсальная научная библиотека им. А. С. Пушкина; Центр библ. обслуживания людей с ограничениями жизнедеятельности; ОГБУЗ «Центр медицинской профилактики» / отв. за выпуск А. А. Коваленко. Томск, 2015. 39 с.

9. Никулина Г. В., Фомичева А. Г. Дети с нарушением зрения: своеобразие социального взаимодействия со сверстниками в образовательном процессе // Альманах Института коррекционной педагогики. 2021. № 46 (1). С. 35–51.

10. Плаксина Л. И. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением зрения: учебное пособие. М. : РАОИКП, 1999 54 с.

11. Полякова Н. П., Трофимова В. И. Особые образовательные потребности учащихся с тяжелыми нарушениями зрения в условиях ФГОС ОВЗ: учебно-методическое пособие ; Чувашский республиканский институт образования; Свердловская областная специальная библиотека для слепых. Екатеринбург, 2019. 83 с.

12. Полякова Н. П. Формирование лингвистической компетенции у слепых подростков в процессе изучения русского языка : монография. СПб. : Реноме, 2018. 120 с.

13. Левченко И. Ю., Забрамная С. Д., Левченко И. Ю., Басилова Т. А., Богданова Т. Г., Волковская Т. Н., Солнцева Л. И., Ткачева В. В. Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья учебник / под ред. И. Ю. Левченко, С. Д. Забрамной ; 6-е изд., перераб. и доп. М. : Академия, 2011. 333 с.

14. Солнцева Л. И. Психология лиц с нарушением зрения (тифлопсихология) // Основы специальной психологии: учебное пособие для студентов образоват. Учреждений сред.-проф. образования, обучающихся по специальностям: Специальное дошкольное образование, Коррекционная педагогика / под ред. Л. В. Кузнецовой / авт. Л. И. Переслени и др. ; 5-е изд., стер. М. : Академия, 2008. С. 187–226.

15. Солнцева Л. И. Тифлопсихология детства. М. : Полиграф сервис, 2000. 249 с.

16. Солнцева Л. И. Введение в тифлопсихологию раннего, дошкольного и школьного возраста. М. : Полиграф сервис, 1997. 121 с.

17. Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения: пособие для воспитателя дет. сада. ; 3-е изд., перераб. и доп. М. : Просвещение, 1981. 240 с.

18. Хватцев М. Е. Недостатки речи у слепых детей и подростков и методы предупреждения и устранения их // Ученые записки. Т. 13. Факультет особых школ / Ленингр. пед. ин-т им. А. И. Герцена. Л. : Изд-во ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1938. С. 127–156.

19. Чеботова О. А Психолого-педагогическая диагностика в системе начального обучения детей с глубокими нарушениями зрения // Диагностика, развитие и коррекция сенсорной сферы лиц с нарушениями зрения: материалы Международной научно-педагогической конференции тифлопедагогов и незрячих учителей, посвященной 200-летию РГПУ им. А. И. Герцена. / авт.-сост. А. М. Витковская и др. М. :Логос, 1997. С. 57–63.

20. Шиффман Х. Р. Ощущение и восприятие ; пер. с англ. З. Замчук ; 5-е изд. СПб. : Питер, 2003. 924 с.

Скачать статью в формате pdf

Механизм функционирования коммуникативного взаимодействия в системе интерактивного обучения

Автор(ы):

Анастасия Владимировна Васильева, кандидат педагогических наук, преподаватель кафедры дизайна, https://orcid.org/0000-0002-5071-6846, Санкт-Петербургский государственный университет

199034, Россия, Санкт-Петербург, 6-я линия Васильевского острова, 15, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., тел.: +7 (812) 3282000

Аннотация. В условиях реализации компетентностного подхода и ФГОС 3++ в вузе, требующих усиления практико-ориентированной направленности обучения, в педагогике большое внимание уделяется разработке различных технологий обучения, в т.ч. технологий интерактивного обучения, призванных стать мостиком между учебной деятельностью студентов и их будущей профессиональной деятельностью. Несмотря на наличие значительной базы исследования интерактивного обучения, такому аспекту, как коммуникативное взаимодействие, в системе рассматриваемого феномена не уделено достаточного внимания. Данные, имеющиеся в научно-методической литературе, отличаются дифференцированностью и обособленностью, что не позволяет выстроить системного представления о роли речевого взаимодействия в процессе интерактивного обучения. Цель статьи – изучение механизма функционирования коммуникативного взаимодействия как базы интерактивного обучения на примере обучения в вузе.

Материалы и методы: контент-анализ, опрос, алхимический крест.

Результаты исследования: 1) установлена важность коммуникативного взаимодействия как для педагогического общения в вузе в целом, так и для процесса интерактивного обучения в частности; 2) определены основные мотивы и условия, благодаря которым люди вступают в общение в современном мире; 3) выявлены четыре этапа процесса коммуникативного взаимодействия; 4) процесс коммуникативного взаимодействия представлен как движение, проходящее все четыре этапа, ассоциирующиеся с желанием (мотив), смелостью (стимул), возможностью (познавательный интерес), знанием (взаимодействие); 5) получена модель, отражающая механизм функционирования коммуникативного взаимодействия в системе интерактивного обучения в вузе.

Обсуждение и заключение. Разработанная модель функционирования коммуникативного взаимодействия вносит вклад в развитие научной концепции рассматриваемого феномена, организует имеющиеся о нём теоретические знания на качественно новом уровне. Области применения результатов: 1) разработка модели интерактивной среды в вузе; 2) практическая деятельность по реализации интерактивного обучения различным дисциплинам в вузе.

Ключевые слова: интерактивное обучение, взаимодействие, коммуникативное взаимодействие, педагогическое общение, интерес, обучение иностранных студентов, категориальный метод «Алхимический крест»

Для цитирования: Васильева А. В. Механизм функционирования коммуникативного взаимодействия в системе интерактивного обучения // Педагогический ИМИДЖ. 2022. Т. 16. № 4 (57). С. 365–380. DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2022-16-4-365-380

DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2022-16-4-365-380

УДК: 378.147

Статья поступила в редакцию 14.08.2022, одобрена после рецензирования 07.11.2022, принята к публикации 15.11.2022.

Список источников:

1. Головцова И. Г., Рудакова Л. В. Проблемы внедрения интерактивных форм обучения в рамках компетентностного подхода // Вестник АГУ. 2015. Вып. 2 (159). С. 99–106.

2. Карпова С. Н. Интерактивные технологии обучения иностранному языку: педагогические возможности и риски // Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова. 2013. № 3. С. 177 – 179.

3. Мещерякова Е. И. Мотивация к приобретению профессиональных умений с использованием интерактивных методов как педагогическая проблема // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. 2019. Т. 18. № 3(41). С. 7–12. DOI: 10. 20310/1810-231X-2019-18-3(41)-7-12

4. Bagramova N. V., Vasilieva A. V. Interactive Lesson as a Macro-Unit of Teaching Russian as a Foreign Language in Short-Term Courses. Philological Class. 2020. Vol. 25. № 1 (59). Pp. 173–183. DOI: 10.26170/FK20-01-17

5. Коротаева Е. В., Андрюнина А. С. Интерактивное обучение: аспекты теории, методики, практики // Педагогическое образование в России. 2021. № 4. С. 26–33. DOI: 10.26170/2079-871720210403

6. Васильева А. В. Выявление эволюционной последовательности возникновения и развития интерактивного обучения // Научный результат. Педагогика и психология образования. 2020. Т. 6. № 4. С. 58–71. DOI: 10.18413/2313-8971-2020-6-4-0-5

7. Спиркин А. Г. Взаимодействие [Электронный ресурс] // Новая философская энциклопедия. URL: https://gufo.me/dict/philosophy_encyclopedia/ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ (дата обращения: 10.06. 2022).

8. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М. : Икар, 2021. 496 c.

9. Бодалев А. А. Психология общения. Избранные психологические труды. М. : Институт практической психологии ; Воронеж : МОДЭК, 1996. 256 с.

10. Рыданова И. И. Основы педагогики общения. Минск : Беларуская навука, 1998. 319 с.

11. Саяпина Н. Н., Жуклина В. Н. Использование диалога в педагогическом взаимодействии // Вестник СГТУ. 2006. №. 4 (17). Вып. 2. С. 209–217.

12. Борисова Е. В. Обеспечение успеха в образовательной деятельности иностранных студентов, обучающихся на основных факультетах // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2019. № 4 (56). С. 250–256.

13. Ларионова М. А., Сукач Л. И. Педагогическое общение в вузе как фактор психологического благополучия студента [Электронный ресурс] // Межпоколенческие отношения: современный дискурс и стратегические выборы в психолого-педагогической науке и практике. М. : Психологический институт РАО, 2020. С. 217–220. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_43049401_14427163.pdf (дата обращения: 12.08.2021).

14. Подлиняев О. Л. Стили педагогического общения и их психологическая природа // Педагогический ИМИДЖ. 2016. № 3 (32). С. 134–142.

15. Варыханова К. В., Сергеева И. А., Кустова В. В. Мотивация профессиональной деятельности преподавателей технического вуза, способствующая выбору стилей педагогического общения // Высшее образование сегодня. 2018. № 1. С. 45–49. DOI: 10.25586/RNU.HET.18.01.P.45

16. Васильева А. В. Исследование системы целей интерактивной формы обучения (на примере обучения русскому языку как иностранному в магистратуре) // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2021. Т. 26. № 193. С. 107–119. DOI: 10.20310/1810-0201-2021-26-193-107-119

17. Степанова И. П., Пугачев М. К., Романов В. И., Новикова Т. Г., Куприкова И. М., Юркова Е. А., Каргина А. С., Степанов С. П., Разгильдяева М. В., Тудор И. В. Педагогика общения как инновация // Смоленский медицинский альманах. 2015. № 2. С. 150–153.

18. Сапа А. В. Поколение z – поколение эпохи ФГОС // Инновационные проекты и программы в образовании. 2014. № 2. С. 24–30.

19. Темнова Л. В., Медникова М. М. Влияние виртуального пространства на коммуникацию представителей поколения Z и Y // Теория и практика общественного развития. 2017. № 11. С. 19–23. DOI: 10.24158/tipor.2017.11.3

20. Боуш Г. Д., Разумов В. И. Методология научного исследования (в кандидатских и докторских диссертациях). М. : ИНФРА-М, 2020. 227 с. DOI 10.12737/991914

21. Крижанская Ю. С., Третьяков В. П. Грамматика общения ; 3-е изд. М. : Смысл ; СПб. : Питер, 2005. 279 с.

22. Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского ; 2-е изд. М. : Сов. писатель, 1963. 363 c.

Скачать статью в формате pdf