Статьи выпуска № 2, год 2023(EN)

Педагогический опыт внедрения авторской программы формирования целеустремлённости у подростков посредством их взаимодействия в разновозрастных сообществах

Автор(ы):

Ираида Александровна Глазырина, старший преподаватель кафедры спортивных дисциплин, https://orcid.org/0000-0002-3656-9878, Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского

410012, Россия, г. Саратов, Астраханская, 83, тел.: +7 (8452) 261696, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация. Введение. Актуальность исследования определена поиском наиболее эффективных подходов к формированию целеустремлённости у подростков. Анализ литературы показывает, что зачастую у подростков не получается реализовать свой потенциал, продемонстрировать свои умения не потому, что у них нет способностей, а в связи с недостатком целеустремлённости. Ключевым фактором при формировании целеустремлённости у подростков рассматриваем организацию взаимодействия в разновозрастных сообществах. В теории и практике нет единого подхода к пониманию понятий «целеустремлённость», «разновозрастное сообщество», недостаточно раскрыт педагогический потенциал разновозрастного сообщества. Цель статьи: представить опыт внедрения авторской программы формирования целеустремлённости у подростков посредством их взаимодействия в разновозрастных сообществах. Формирование целеустремлённости у подростков рассматриваем как комплексный подход на единой методологической основе, включающий в себя не только работу с обучающимися, но и с самими педагогами.

Материалы и методы. В ходе написания работы были использованы следующие методы: теоретический (анализ научной и научно-методической литературы по вопросам формирования целеустремлённости у подростков и взаимодействия в разновозрастных сообществах) и эмпирические (педагогический эксперимент, наблюдение, беседы и другие). Уровень целеустремлённости оценивался при помощи теста на целеустремлённость (Р. Персо).

Результаты исследования. Для получения исходных данных об уровне целеустремлённости была проведена диагностика как экспериментальной, так и контрольной групп. Согласно результатам исследования применение комплексного подхода, основанного на единой методологической основе при формировании целеустремлённости, включающего в себя не только работу с обучающимися, но и с самими педагогами, поэтапное внедрение авторской программы показало значительный рост уровня целеустремлённости у респондентов экспериментальной группы.

Обсуждение и заключение. Изложенный в статье педагогический опыт внедрения авторской программы формирования целеустремлённости у подростков посредством их взаимодействия в разновозрастных сообществах позволяет сделать вывод о том, что данная программа эффективна и её использование способствует формированию целеустремлённости.

Ключевые слова: целеустремлённость, разновозрастные сообщества, педагогический потенциал разновозрастных сообществ, взаимодействие, подростки, образовательная среда, авторская программа

Для цитирования: Глазырина И. А. Педагогический опыт внедрения авторской программы формирования целеустремлённости у подростков посредством их взаимодействия в разновозрастных сообществах // Педагогический ИМИДЖ. 2023. Т. 17. № 2. C. 160–169. DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2023-17-2-160-169

DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2023-17-2-160-169

УДК: 37.013.77

Статья поступила в редакцию 08.02.2023., одобрена после рецензирования 15.05.2023, принята к публикации 29.05.2023.

Список источников:

1. Успех в жизни определяют трудолюбие, целеустремленность, доброта и человечность : Президент В. В. Путин поздравил юных граждан с Международным днем защиты детей [Электронный ресурс] : ТАСС : сайт информационного агентства. 1 июня 2020 г. URL: https://tass.ru/obschestvo/8617485 (дата обращения: 11.02.2023).

2. Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс] : Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р. URL: https://docs.cntd.ru/document/420277810?ysclid=li9y6tvo69362875007 (дата обращения: 15.02.2023).

3. Богданов О. И. Формирование целеустремленности у подростков в учебно-воспитательном процессе : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01. М., 1990. 20 с.

4. Маклаков А. Г. Общая психология. СПб. : Питер, 2021. 592 с.

5. Глазырина И. А., Селиванова Ю. В. Проблема формирования целеустремленности и способы ее решения [Электронный ресурс] // Мир науки. Педагогика и психология. 2021 № 4. Т. 9. URL: https://mir-nauki.com/PDF/40PDMN421.pdf (дата обращения: 12.04.2023).

6. Крапивина Л. А. Формирование социальной компетентности подростков в разновозрастных объединениях гуманистической направленности [Электронный ресурс] //

Образование и наука. 2015. № 5(124). С. 87–104. URL: https://doi.org/10.17853/1994-5639-2015-5-87-104 (дата обращения: 21.04.2023).

7. Шакурова А. В., Швындова Е. И. Разновозрастные сообщества – ресурс создания модели личностно-развивающей среды школы [Электронный ресурс] // Гуманитарный научный вестник. 2021. № 1. C. 58–65. URL: http://naukavestnik.ru/doc/2021/01/Shakurova.pdf (дата обращения: 11.03.2023).

8. Илакавичус М. Р. Разновозрастные практики неформального общекультурного образования как площадка для формирования межпоколенческого доверия // Молодой учёный. 2014. № 9 (68). С. 476–478.

9. Якушкина М. С. Неформальные образовательные практики в пространстве непрерывного образования педагогов // Человек и образование. 2020. № 1 (62). С. 9–15.

10. Ясвин В. А. Школьная среда как предмет измерения: экспертиза, проектирование, управление. М. : Народное образование, 2019. 448 с.

11. Персо Р. Тест на целеустремлённость. (модифицированный) [Электронный ресурс]. URL: https://multiurok.ru/files/test-na-tseleustremlionnost-r-perso-modifitsirovan.html (дата обращения:08.02.2022).

Скачать статью в формате pdf.

Ценностный потенциал детства в контексте стратегии национальной безопасности

Автор(ы):

Наталия Михайловна Шибанова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики дошкольного и начального образования, https://orcid.org/0009-0003-7843-6760, психолого-педагогический факультет, Забайкальский государственный университет

672039, Россия, г. Чита, ул. Александро-Заводская, 30, тел.: +7 (3022)353140, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация. Введение. В статье обосновывается актуальность исследования проблемы зависимости национальной безопасности страны от ценностного потенциала детства, формируемого в современных социокультурных условиях. Целью исследования является определение сущности ценностного потенциала детства, его актуальных характеристик как одного из условий обеспечения национальной безопасности. Автором анализируются угрозы национальной безопасности России, которые, в том числе, лежат в сфере влияния на ценностный потенциал современного детства, навязывания детскому сообществу ценностных установок, мировоззренческих позиций, противоречащих традиционным российским духовно-нравственным ценностям. В основу исследования положено предположение о том, что ценностный потенциал детства будет выступать стратегическим ресурсом национальной безопасности страны, если функционально детство является носителем традиционных российских духовно-нравственных ценностей и будет готово к воспроизводству ценностных оснований будущего общества.

Материалы и методы. Методологической основой исследования явились аксиологический, социокультурный, междисциплинарный подходы. В целях исследования применялись общелогические методы исследования (анализ, синтез, обобщение, аналогия, моделирование и др.), обеспечившие комплексность, системность, целостность представления предмета исследования и возможность формирования авторского взгляда и научного обоснования основных аспектов исследования.

Результаты исследования. В результате исследования автором обоснована зависимость национальной безопасности страны от ценностного потенциала детства как перспективная для научной разработки проблема. Авторская дефиниция понятия «ценностный потенциал детства» в контексте актуального и перспективного смыслополагания предложена в следующей трактовке: ценностный потенциал детства – это аксиосфера детства в совокупности ценностных ориентаций, потребностей, мотивов и форм поведения и деятельности, основанных на традиционных российских духовно-нравственных ценностях, преобразующаяся в процессе взросления (движения к миру взрослых) в ценностный ресурс российского общества и определяющая устойчивость, эффективность и безопасность национального развития в будущем. К системным мерам влияния на ценностный потенциал детства автор относит современные тенденции и практики воспитания, целенаправленно обеспечивающие закрепление в детском сообществе традиционных российских духовно-нравственных ценностей.

Обсуждение и заключение. Полученные результаты свидетельствуют о необходимости дальнейшего изучения ценностного потенциала детства как стратегического ресурса национальной безопасности России. Материалы и результаты исследования могут быть использованы для научной разработки проблем детства, методологии воспитания, а также при подготовке и переподготовке педагогических кадров.

Ключевые слова: детство, ценности, ценностный потенциал, духовно-нравственные ценности, стратегия безопасности, воспитание

Для цитирования: Шибанова Н. М. Ценностный потенциал детства в контексте стратегии национальной безопасности // Педагогический ИМИДЖ. 2023. Т. 17. № 2. C. 145–159 . DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2023-17-2-145-159

DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2023-17-2-145-159

УДК: 37.017

Статья поступила в редакцию 07.05.2023, одобрена после рецензирования 26.05.2023, принята к публикации 30.05.2023.

Список источников:

1. Фельдштейн Д. И. Социальное развитие в пространстве-времени детства. М. : Моск. психол.-соц. ин-т : Флинта, 1997. 158 с.

2. Дубровин Е. Р., Дубровин И. Р. Современная система национальной безопасности Российской Федерации [Электронный ресурс] // Военное обозрение. Мнения. 2 июля 2019 г. URL: https://topwar.ru/159640-sovremennaja-sistema-nacionalnoj-bezopasnostirossijskoj-federacii-i-ee.html (дата обращения: 01.05.2023).

3. Мушта А. А., Павлов А. А. Государственная безопасность [Электронный ресурс] // Большая российская энциклопедия: научно-образовательный портал. URL: https://bigenc.ru/c/gosudarstvennaia-bezopasnost-b87743/?v=6118484 (дата обращения: 02.05.2023).

4. Лотце Р. Г. Микрокосм : мысли о естественной и бытовой истории человечества, опыт антропологии, душа ; пер. с нем. Е. Ф. Корша. М. : URSS : Либроком, 2012. 161 с.

5. Кант И. Сочинения в 6 т. Т. 6. М. : Мысль, 1966. 743 с.

6. Виндельбанд В. Философия в немецкой духовной жизни XIX столетия. М. : Наука, 1993. 105 с.

7. Риккерт Г. Ценность и действительность / Науки о природе и науки о культуре ; пер. с нем. М. : Республика, 1998. 413 с.

8. Разварина И. Н. Междисциплинарный подход к изучению понятия «детство» // Вопросы территориального развития. 2017. № 5 (40). С. 1–13.

9. Носко И. В. Детство как психосоциокультурный феномен // Социальная работа в Сибири : сборник научных трудов. Кемерово : Кузбассвузиздат, 2004. С. 118–132.

10. Демакова И. Д. Понятие «детство» в психологии и педагогике [Электронный ресурс] // Ценности и смыслы. 2012. № 3 (19). С. 14–22. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/ponyatie-detstvo-v-psihologii-i-pedagogike (дата обращения: 27.04.2023).

11. Демоз Л. Психоистория ; пер. с англ. А. Шкуратова. Ростов н/Д. : Феникс, 2000. 510 с.

12. Выготский Л. С. Психология развития человека. М. : Смысл; Эксмо, 2005. 1136 с.

13. Эльконин Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах: избранные психологические труды. М. : Изд. Ин-та практ. психол. Воронеж : МОДЭК, 1997. 416 с.

14. Мид М. Культура и мир детства. Избранные произведения ; пер. с англ. Ю. А. Асеева. М. : Наука, 1988. 429 с.

15. Кон И. С. Ребенок и общество: учебное пособие для студентов высших учебных заведений ; 4-е изд., доп. СПб. : Питер, 2005. 330 с.

16. Нефёдова Л. К. Феномен детства в основных формах его репрезентации (философия, миф, фольклор, литература) : автореф. дис. ... д-ра филос. наук : 09.00.13. Омск, 2005. 38 с.

17. Струве П., Франк С. Очерки философии культуры // Полярная Звезда. № 2. 1905. С. 107.

18. Лосский Н. О. Ценность и бытие. Бог и царство Божие как основа ценностей [Электронный ресурс] // Азбука веры : сайт. URL: https://azbyka. ru/cennost-i-bytie-bog-i-carstvo-bozhie-kakosnova-cennostej#a_z6 (дата обращения: 28.04.2021).

19. Вебер М. Избранные произведения ; пер. с нем. М. : Прогресс, 1990. 805 с.

20. Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. М. : Политиздат, 1992. 543 с.

21. Тойнби А. Дж. Постижение истории: избранное ; пер. с англ. Е. Д. Жаркова. М. : Айрис-пресс, 2010. 637 с.

22. Леонтьев Д. А. Психология смысла. Природа, строение и динамика смысловой реальности : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии ; 2-е испр. изд. М. : Смысл, 2003. 486 с.

23. Кирьякова А. В. Личность в мире ценностей // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2003. № 1. С. 187–200.

24. Быков А. К., Борисова Т. С., Берлянд Ю. Б. Педагогические условия формирования ценностных ориентаций детей в процессе реализации программ воспитания в образовательных организациях // Вестник Томского государственного университета.

2022. № 482. С. 172–181. DOI: 10.17223/15617793/482/18

25. Васильев А. М., Газарян Е. И. Тождество и различие духовных культур России и Запада: цивилизационный контекст // Современные наукоемкие технологии. 2012. № 6. С. 32–35. 26. Каган М. С. Философская теория ценности. СПб. : Петрополис, 1997. 205 с.

27. Добрынин А. И., Дятлов С. А., Цыренова Е. Д. Человеческий капитал в транзитивной экономике: формирование, оценка, эффективность использования. СПб. : Наука, 1999. 309 с.

28. Романова К. С. Человеческий потенциал в контексте социальных трансформаций: проблемы и тенденции // Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук. 2012. Вып. 12. С. 166–177.

29. Федотов А. А. Человеческий потенциал и человеческий капитал: сущность и отличие понятий // Экономика и бизнес: теория и практика. 2021. № 7 (77). С. 148–155.

30. Фусу Л. И. Поступок как главный критерий нравственности // Социально-политические науки: научный журнал. 2018. № 5. С. 82–85.

31. Тихонова Н. Е. Социальная стратификация в современной России. Опыт эмпирического анализа [Электронный ресурс]. М. : Ин-ут социол. РАН, 2007. 320 с. URL: https://www.civisbook.ru/files/File/socialnaya_stratifikacia.pdf (дата обращения: 29.03.2023)

32. Камалдинова Э. Ш. Об актуальных проблемах современного детства [Электронный ресурс] // Государство и гражданское общество. 2012. № 2. С. 73–78. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/ob-aktualnyh-problemah-sovremennogo-detstva (дата обращения: 25.03.2023)

Скачать статью в формате pdf.

Значимость высшего образования для современной молодёжи

Автор(ы):

Доржи Львович Хилханов, доктор социологических наук, профессор, https://orcid.org/0000-0002-9382-7757, Институт гуманитарных наук, Московский городской педагогический университет

129226, Россия, Москва, 2-й Сельскохозяйственный проезд, 4, корп. 1, тел.: +7 (499) 1812462, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Алина Вадимовна Аверьянова, независимый исследователь, https://orcid.org/0000-0003-4475-5715, Россия, г. Москва, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация. Введение. В ХХI веке современное информационное общество характеризуется изменениями в отношении современной молодёжи к высшему образованию как к ценности.

Материалы и методы. Данная статья опирается на анализ эмпирических данных социологического опроса, проведённого весной 2022 года. Целью исследования было выявление уровня значимости ценностей высшего образования для современной молодёжи.

Результаты. Молодые люди в целом признают высокую роль образования в процессе развития личности, при этом оценивают высшее образование во многом с рациональных позиций, как инструмент достижения карьерных целей и получения востребованной конкурентоспособной специальности. В то же время высшее образование не является, по их мнению, определяющим фактором для получения высокого дохода и главным обязательным условием жизненного успеха.

Заключение. В современном обществе высшее образование у молодёжи начинает выступать в основном в качестве инструментальной, а не терминальной ценности, преимущественно как важный инструмент трудоустройства и карьерного роста.

Молодые люди не воспринимают высшее образование как институционализированный культурный капитал, необходимый для достижения жизненного успеха, как это было в индустриальном и раннем постиндустриальном обществе.

Ключевые слова: высшее образование, ценности, молодёжь, культурный капитал

Для цитирования: Хилханов Д. Л., Аверьянова А. В. Значимость высшего образования для современной молодёжи // Педагогический ИМИДЖ. 2023. Т. 17. № 2. C. 125–134. DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2023-17-2-125-134

DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2023-17-2-125-134

УДК: 316.4

Статья поступила в редакцию 06.11.2022, одобрена после рецензирования 27.02.2023, принята к публикации 02.05.2023

Список источников:

1. Хилханов Д. Л Хилханова Э. В. Феномен культурной дистанции в современных условиях (языковые и религиозные факторы) // Вестник МГПУ. Философские науки. 2021. № 3 (39). С. 56–67. DOI 10.25688/2078-9238.2021.39.3.06

2. Савченко И. А. Социокультурные аспекты современного образовательного процесса // Обучение, тестирование и оценка. 2013. № 13. С. 215–217.

3. Сахарова М. В. Философия в вузе: мать всех наук или падчерица? // Вестник МГПУ. Серия: Философские науки. 2016. № 2(18). С. 49–56.

4. Белеева И. Д., Заглодина Т. А., Панкратова Л. Э., Титова Н. Б. Востребованность высшего образования в оценках современных студентов // Педагогическое образование в России. 2022. № 1. С. 37–42. DOI: 10.26170/2079-8717_2022_01_04

5. Белл. Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования ; 2-е изд. М. : Академия, 2004. 788 с.

6. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура ; пер. с англ. под науч. ред. О. И. Шкаратана. М. : ГУ ВШЭ, 2000. 608 с.

7. Ермоленко Г. А., Кожевников С. Б. Арт-практики массовой культуры: функционализм, минимализм, сетевые коммуникации // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2014. № 5 (61). С. 93–98.

8. Бурдье П. Формы капитала [Электронный ресурс] // Экономическая социология.

2022. Т. 3. № 5. С. 60–74. URL: https://www.ecsoc.msses.ru (дата обращения: 12.10.2022) .

9. Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество / общ. ред., сост. и предисл. А. Ю. Согомонов. М.·: Политиздат, 1992. 543 с.

10. Заякина О.А. Высшее образование в структуре жизненных целей молодежи // Медицина. Социология. Философия. Прикладные исследования. № 1. 2022. С. 12–15.

11. Опрос ФОМ от 13.08.2020 «О качестве российского высшего образования» [Электронный ресурс] : сайт. 13 августа 2020 года. URL: https://fom.ru/Nauka-iobrazovanie/ 14436 (дата обращения 17.04.2022).

12. Анализ рынка среднего профессионального образования в России в 2017–2021 гг., прогноз на 2022–2026 гг. [Электронный ресурс]. URL: https://businesstat.ru/ images/demo/secondary_vocational_education_russia_demo_ businesstat.pdf (дата обращения: 20.04.2022).

13. Мальцева В. А., Шабалин А. И. Не-обходной маневр, или Бум спроса на среднее профессиональное образование в России // Вопросы образования / Educational Studies Moscow. 2021. № 2. С. 10–42. DOI: https://doi.org/10.17323/1814-9545-2021-2-10-42

14. Клячко T. Доля работников с высшим образованием достигла своего пика [Электронный ресурс] : сайт. Президентская академия. URL: https://ipei.ranepa.ru/ru/sobytiyaceno/3466-ekspert-rankhigs-tatyana-klyachko-dolya-rabotnikov-s-vysshim-obrazovaniemdostigla-svoego-pika (дата обращения: 10.10.2022).

15. Ширко С. М. Мотивы получения высшего образования на первой и последующих ступенях // Человеческий капитал. 2022. № 1(157). С. 169–174.

16. Romanova G. A., Ananishnev V. M., Darda E. S. Inclusive education: a path to equalrights. Opcion. 2020. Vol. 36. № Special Edition 26. Рр. 613–628.

Скачать статью в формате pdf.

Отличительные признаки олимпиадного движения в России

Автор(ы):

Артем Петрович Гулов, кандидат педагогических наук, доцент кафедры английского языка № 6, https://orcid.org/0000-0001-7192-5316, Московский государственный институт международных отношений МИД России

119454, Россия, г. Москва, проспект Вернадского, 76, тел.: +7 (495) 2348492, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация. Введение. Школьные предметные олимпиады являются академическими конкурсами, которые проводятся во всём мире на ежегодной основе. Интерес к состязаниям, направленным на развитие творческих способностей в рамках научно-исследовательской деятельности, проявляется более чем в 100 государствах. Актуальность исследования обусловлена возрастающей массовостью участия в интеллектуальных состязаниях и высокими ставками на кону в виде академических бонусов при поступлении в учреждения высшей школы.

Цель статьи. Целью нашего исследования является изучение специфических особенностей олимпиадного движения в России, на основе которых выделяются общие признаки олимпиад.

Материалы и методы. Методологически мы опираемся на принципы системного, деятельностного, аксиологического и культурологического подходов. Среди теоретических методов исследования – изучение научной литературы по теме, обобщение, классификация; среди эмпирических – контент-анализ контрольно-измерительных материалов и изучение нормативной базы проведения олимпиад в Российской Федерации.

Результаты исследования. В результате исследования нам удалось указать на сущностные характеристики олимпиады как педагогического феномена, при этом была определена суть данного интеллектуального состязания.

Выводы. Таким образом, в исследовании выделяются особенности олимпиады как педагогического феномена. Теоретическая значимость преломляется в выдвижении оригинального определения олимпиады, которое базируется на особенностях современного олимпиадного движения в России. Практическая значимость заключается в возможности опираться на полученные результаты при дальнейших исследованиях, а также оперировать уточнённым термином в нормативной документации.

Ключевые слова: олимпиада, образовательная траектория, академические конкурсы, реформирование олимпиады.

Для цитирования: Гулов А. П. Отличительные признаки олимпиадного движения в России // Педагогический ИМИДЖ. 2023. Т. 17. № 2. C. 135–144. DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2023-17-2-135-144

DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2023-17-2-135-144

УДК: 37.01 + 37.035.461

Статья поступила в редакцию 30.03.2023, одобрена после рецензирования 14.05.2023, принята к публикации 20.05.2023.

Список источников:

1. Абдусамедов Г. А. Олимпиадное движение школьников в России: достижения и проблемы (конец ХХ – начало ХХI вв.) // Наука и бизнес: пути развития. 2014. № 5 (35).

С. 55–57.

2. Агаханов Н. Х. Марчукова О. Г., Подлипский О. К. О современных тенденциях в подготовке школьников к математическим олимпиадам // Вопросы образования. 2021. № 4. С. 266–284.

3. Lohani V., Abhangi N., Das S., Virmani A. A Jarring Bullet: An Indian National Physics Olympiad 2020 Problem. Resonance. 2021. № 26. Pp. 1153–1168. https://doi.org/10.1007/

s12045-021-1214-0

4. Банзаракцаева Е. В. Из опыта подготовки и проведения олимпиады по истории отечества в вузе культуры // Вестник Восточно-Сибирского государственного института культуры. 2022. № 2(22). С. 151–156. DOI 10.31443/2541-8874-2022-2-22-151-156

5. Бузыкина О. В. Ученик, учитель, олимпиада: траектория эффективной успешности олимпиадного движения в республике Мордовия // Вестник Саратовского областного института развития образования. 2019. № 1 (17). С. 12–16.

6. Karp A. The Russian experience: national curricula, national standards, textbooks. ZDM – Mathematics Education. 2021. № 53. Pp. 1471–1483. https://doi.org/10.1007/s11858-021-

01268-9

7. Евдокимова В. Е., Перфильева А. В. Применение оборудования технопарка универсальных педагогических компетенций при работе с учащимися школ в системе дополнительного образования // Научное обозрение. Педагогические науки. 2022. № 5. С. 25–29.

DOI 10.17513/srps.2446

8. Шедько В. В. Методические аспекты подготовки школьников к олимпиадам по программированию на современном этапе // Современное образование Витебщины. 2022.

№ 3(37). С. 28–30.

9. Кисова В. В., Семенов А. В., Семенова Е. А. Анализ связи результатов регионального и заключительного этапов олимпиады школьников по иностранному языку на основе матриц сопряженности // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 74-3. С. 134–138.

10. Бажанов А. Е. Готовимся к олимпиадам по немецкому языку // Иностранные языки

в школе. 2020. № 1. С. 64–70.

11. Вдовина Т. О., Карасёв С. А. Всероссийская олимпиада школьников как показатель развития системы образования региона // Известия ВГПУ. Педагогические науки. 2019.

№ 1 (282). С. 30–33.

12. Лобанова Е. С., Гангнус Н. А. Формирование тьюторской позиции педагогов дополнительного образования при подготовке обучающихся к всероссийской олимпиаде школьников // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия № 1. Психологические и педагогические науки. 2018. Вып. 2. С. 161–171.

13. Golubnichaya E. V., Yanova M. G. Features of pedagogical workers preparation for the organization and holding of all-russian school olympiads in municipal education system. Journal of Siberian Federal University – Humanities and Social Sciences. 2022. № 15(4). Pp. 546–553. DOI:10.17516/1997-1370-0470

14. Мифтахова Г. А., Воистинова Г. Х. Развитие дивергентного мышления обучающихся средствами предметных олимпиад по математике // Modern Science. 2022. № 4-3. С. 245–248.

15. Blankenburg J. S., Höffler T. N., Parchmann I. Fostering today what is needed tomorrow: Investigating students’ interest in science. Science Education, 2016. № 100(2). Pp. 364–391. DOI: https://doi.org/10.1002/sce.21204

16. Кравченко Ю. Д. Анализ организации и проведения предметных олимпиад для школьников (на примере олимпиад по журналистике) // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2020. Т. 5, Вып. 2. С. 180–184.

17. Зайцева С. А., Смирнов В. А. Олимпиадное движение как средство профессиональной самоактуализации студентов // Вестник Владимирского государственного университета имени А. Г. и Н. Г. Столетовых. Педагогические и психологические науки. 2021. № 47 (66). С. 84–96.

18. Simeon-Fayomi B. C., Cheatan, B. S. And Oludeyi, O. S. Soft skills for young adults: Circuit in the formal, non-formal and informal models. Issues and Ideas in Education 2018. № 6(1). Pp. 99–112. DOI: https://doi.org/10.15415/iie.2018.61006

19. Ladewig A., Köller O., Neumann K. Persisting in Physics and the Physics Olympiad – Impact of Gender Identification and Sense of Belonging on Expectancy-Value Outcomes. European Journal of Psychology Education. 2022. № 38 (7). Pp. 1–20. DOI: https://doi. org/10.1007/s10212-022-00600-5

Скачать статью в формате pdf.