Автор(ы):
Наталия Михайловна Шибанова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики дошкольного и начального образования, https://orcid.org/0009-0003-7843-6760, психолого-педагогический факультет, Забайкальский государственный университет
672039, Россия, г. Чита, ул. Александро-Заводская, 30, тел.: +7 (3022)353140, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Аннотация. Введение. В статье обосновывается актуальность исследования проблемы зависимости национальной безопасности страны от ценностного потенциала детства, формируемого в современных социокультурных условиях. Целью исследования является определение сущности ценностного потенциала детства, его актуальных характеристик как одного из условий обеспечения национальной безопасности. Автором анализируются угрозы национальной безопасности России, которые, в том числе, лежат в сфере влияния на ценностный потенциал современного детства, навязывания детскому сообществу ценностных установок, мировоззренческих позиций, противоречащих традиционным российским духовно-нравственным ценностям. В основу исследования положено предположение о том, что ценностный потенциал детства будет выступать стратегическим ресурсом национальной безопасности страны, если функционально детство является носителем традиционных российских духовно-нравственных ценностей и будет готово к воспроизводству ценностных оснований будущего общества.
Материалы и методы. Методологической основой исследования явились аксиологический, социокультурный, междисциплинарный подходы. В целях исследования применялись общелогические методы исследования (анализ, синтез, обобщение, аналогия, моделирование и др.), обеспечившие комплексность, системность, целостность представления предмета исследования и возможность формирования авторского взгляда и научного обоснования основных аспектов исследования.
Результаты исследования. В результате исследования автором обоснована зависимость национальной безопасности страны от ценностного потенциала детства как перспективная для научной разработки проблема. Авторская дефиниция понятия «ценностный потенциал детства» в контексте актуального и перспективного смыслополагания предложена в следующей трактовке: ценностный потенциал детства – это аксиосфера детства в совокупности ценностных ориентаций, потребностей, мотивов и форм поведения и деятельности, основанных на традиционных российских духовно-нравственных ценностях, преобразующаяся в процессе взросления (движения к миру взрослых) в ценностный ресурс российского общества и определяющая устойчивость, эффективность и безопасность национального развития в будущем. К системным мерам влияния на ценностный потенциал детства автор относит современные тенденции и практики воспитания, целенаправленно обеспечивающие закрепление в детском сообществе традиционных российских духовно-нравственных ценностей.
Обсуждение и заключение. Полученные результаты свидетельствуют о необходимости дальнейшего изучения ценностного потенциала детства как стратегического ресурса национальной безопасности России. Материалы и результаты исследования могут быть использованы для научной разработки проблем детства, методологии воспитания, а также при подготовке и переподготовке педагогических кадров.
Ключевые слова: детство, ценности, ценностный потенциал, духовно-нравственные ценности, стратегия безопасности, воспитание
Для цитирования: Шибанова Н. М. Ценностный потенциал детства в контексте стратегии национальной безопасности // Педагогический ИМИДЖ. 2023. Т. 17. № 2. C. 145–159 . DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2023-17-2-145-159
DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2023-17-2-145-159
УДК: 37.017
Статья поступила в редакцию 07.05.2023, одобрена после рецензирования 26.05.2023, принята к публикации 30.05.2023.
Список источников:
1. Фельдштейн Д. И. Социальное развитие в пространстве-времени детства. М. : Моск. психол.-соц. ин-т : Флинта, 1997. 158 с.
2. Дубровин Е. Р., Дубровин И. Р. Современная система национальной безопасности Российской Федерации [Электронный ресурс] // Военное обозрение. Мнения. 2 июля 2019 г. URL: https://topwar.ru/159640-sovremennaja-sistema-nacionalnoj-bezopasnostirossijskoj-federacii-i-ee.html (дата обращения: 01.05.2023).
3. Мушта А. А., Павлов А. А. Государственная безопасность [Электронный ресурс] // Большая российская энциклопедия: научно-образовательный портал. URL: https://bigenc.ru/c/gosudarstvennaia-bezopasnost-b87743/?v=6118484 (дата обращения: 02.05.2023).
4. Лотце Р. Г. Микрокосм : мысли о естественной и бытовой истории человечества, опыт антропологии, душа ; пер. с нем. Е. Ф. Корша. М. : URSS : Либроком, 2012. 161 с.
5. Кант И. Сочинения в 6 т. Т. 6. М. : Мысль, 1966. 743 с.
6. Виндельбанд В. Философия в немецкой духовной жизни XIX столетия. М. : Наука, 1993. 105 с.
7. Риккерт Г. Ценность и действительность / Науки о природе и науки о культуре ; пер. с нем. М. : Республика, 1998. 413 с.
8. Разварина И. Н. Междисциплинарный подход к изучению понятия «детство» // Вопросы территориального развития. 2017. № 5 (40). С. 1–13.
9. Носко И. В. Детство как психосоциокультурный феномен // Социальная работа в Сибири : сборник научных трудов. Кемерово : Кузбассвузиздат, 2004. С. 118–132.
10. Демакова И. Д. Понятие «детство» в психологии и педагогике [Электронный ресурс] // Ценности и смыслы. 2012. № 3 (19). С. 14–22. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/ponyatie-detstvo-v-psihologii-i-pedagogike (дата обращения: 27.04.2023).
11. Демоз Л. Психоистория ; пер. с англ. А. Шкуратова. Ростов н/Д. : Феникс, 2000. 510 с.
12. Выготский Л. С. Психология развития человека. М. : Смысл; Эксмо, 2005. 1136 с.
13. Эльконин Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах: избранные психологические труды. М. : Изд. Ин-та практ. психол. Воронеж : МОДЭК, 1997. 416 с.
14. Мид М. Культура и мир детства. Избранные произведения ; пер. с англ. Ю. А. Асеева. М. : Наука, 1988. 429 с.
15. Кон И. С. Ребенок и общество: учебное пособие для студентов высших учебных заведений ; 4-е изд., доп. СПб. : Питер, 2005. 330 с.
16. Нефёдова Л. К. Феномен детства в основных формах его репрезентации (философия, миф, фольклор, литература) : автореф. дис. ... д-ра филос. наук : 09.00.13. Омск, 2005. 38 с.
17. Струве П., Франк С. Очерки философии культуры // Полярная Звезда. № 2. 1905. С. 107.
18. Лосский Н. О. Ценность и бытие. Бог и царство Божие как основа ценностей [Электронный ресурс] // Азбука веры : сайт. URL: https://azbyka. ru/cennost-i-bytie-bog-i-carstvo-bozhie-kakosnova-cennostej#a_z6 (дата обращения: 28.04.2021).
19. Вебер М. Избранные произведения ; пер. с нем. М. : Прогресс, 1990. 805 с.
20. Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. М. : Политиздат, 1992. 543 с.
21. Тойнби А. Дж. Постижение истории: избранное ; пер. с англ. Е. Д. Жаркова. М. : Айрис-пресс, 2010. 637 с.
22. Леонтьев Д. А. Психология смысла. Природа, строение и динамика смысловой реальности : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии ; 2-е испр. изд. М. : Смысл, 2003. 486 с.
23. Кирьякова А. В. Личность в мире ценностей // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2003. № 1. С. 187–200.
24. Быков А. К., Борисова Т. С., Берлянд Ю. Б. Педагогические условия формирования ценностных ориентаций детей в процессе реализации программ воспитания в образовательных организациях // Вестник Томского государственного университета.
2022. № 482. С. 172–181. DOI: 10.17223/15617793/482/18
25. Васильев А. М., Газарян Е. И. Тождество и различие духовных культур России и Запада: цивилизационный контекст // Современные наукоемкие технологии. 2012. № 6. С. 32–35. 26. Каган М. С. Философская теория ценности. СПб. : Петрополис, 1997. 205 с.
27. Добрынин А. И., Дятлов С. А., Цыренова Е. Д. Человеческий капитал в транзитивной экономике: формирование, оценка, эффективность использования. СПб. : Наука, 1999. 309 с.
28. Романова К. С. Человеческий потенциал в контексте социальных трансформаций: проблемы и тенденции // Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук. 2012. Вып. 12. С. 166–177.
29. Федотов А. А. Человеческий потенциал и человеческий капитал: сущность и отличие понятий // Экономика и бизнес: теория и практика. 2021. № 7 (77). С. 148–155.
30. Фусу Л. И. Поступок как главный критерий нравственности // Социально-политические науки: научный журнал. 2018. № 5. С. 82–85.
31. Тихонова Н. Е. Социальная стратификация в современной России. Опыт эмпирического анализа [Электронный ресурс]. М. : Ин-ут социол. РАН, 2007. 320 с. URL: https://www.civisbook.ru/files/File/socialnaya_stratifikacia.pdf (дата обращения: 29.03.2023)
32. Камалдинова Э. Ш. Об актуальных проблемах современного детства [Электронный ресурс] // Государство и гражданское общество. 2012. № 2. С. 73–78. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/ob-aktualnyh-problemah-sovremennogo-detstva (дата обращения: 25.03.2023)
Скачать статью в формате pdf.
Автор(ы):
Доржи Львович Хилханов, доктор социологических наук, профессор, https://orcid.org/0000-0002-9382-7757, Институт гуманитарных наук, Московский городской педагогический университет
129226, Россия, Москва, 2-й Сельскохозяйственный проезд, 4, корп. 1, тел.: +7 (499) 1812462, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Алина Вадимовна Аверьянова, независимый исследователь, https://orcid.org/0000-0003-4475-5715, Россия, г. Москва, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Аннотация. Введение. В ХХI веке современное информационное общество характеризуется изменениями в отношении современной молодёжи к высшему образованию как к ценности.
Материалы и методы. Данная статья опирается на анализ эмпирических данных социологического опроса, проведённого весной 2022 года. Целью исследования было выявление уровня значимости ценностей высшего образования для современной молодёжи.
Результаты. Молодые люди в целом признают высокую роль образования в процессе развития личности, при этом оценивают высшее образование во многом с рациональных позиций, как инструмент достижения карьерных целей и получения востребованной конкурентоспособной специальности. В то же время высшее образование не является, по их мнению, определяющим фактором для получения высокого дохода и главным обязательным условием жизненного успеха.
Заключение. В современном обществе высшее образование у молодёжи начинает выступать в основном в качестве инструментальной, а не терминальной ценности, преимущественно как важный инструмент трудоустройства и карьерного роста.
Молодые люди не воспринимают высшее образование как институционализированный культурный капитал, необходимый для достижения жизненного успеха, как это было в индустриальном и раннем постиндустриальном обществе.
Ключевые слова: высшее образование, ценности, молодёжь, культурный капитал
Для цитирования: Хилханов Д. Л., Аверьянова А. В. Значимость высшего образования для современной молодёжи // Педагогический ИМИДЖ. 2023. Т. 17. № 2. C. 125–134. DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2023-17-2-125-134
DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2023-17-2-125-134
УДК: 316.4
Статья поступила в редакцию 06.11.2022, одобрена после рецензирования 27.02.2023, принята к публикации 02.05.2023
Список источников:
1. Хилханов Д. Л Хилханова Э. В. Феномен культурной дистанции в современных условиях (языковые и религиозные факторы) // Вестник МГПУ. Философские науки. 2021. № 3 (39). С. 56–67. DOI 10.25688/2078-9238.2021.39.3.06
2. Савченко И. А. Социокультурные аспекты современного образовательного процесса // Обучение, тестирование и оценка. 2013. № 13. С. 215–217.
3. Сахарова М. В. Философия в вузе: мать всех наук или падчерица? // Вестник МГПУ. Серия: Философские науки. 2016. № 2(18). С. 49–56.
4. Белеева И. Д., Заглодина Т. А., Панкратова Л. Э., Титова Н. Б. Востребованность высшего образования в оценках современных студентов // Педагогическое образование в России. 2022. № 1. С. 37–42. DOI: 10.26170/2079-8717_2022_01_04
5. Белл. Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования ; 2-е изд. М. : Академия, 2004. 788 с.
6. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура ; пер. с англ. под науч. ред. О. И. Шкаратана. М. : ГУ ВШЭ, 2000. 608 с.
7. Ермоленко Г. А., Кожевников С. Б. Арт-практики массовой культуры: функционализм, минимализм, сетевые коммуникации // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2014. № 5 (61). С. 93–98.
8. Бурдье П. Формы капитала [Электронный ресурс] // Экономическая социология.
2022. Т. 3. № 5. С. 60–74. URL: https://www.ecsoc.msses.ru (дата обращения: 12.10.2022) .
9. Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество / общ. ред., сост. и предисл. А. Ю. Согомонов. М.·: Политиздат, 1992. 543 с.
10. Заякина О.А. Высшее образование в структуре жизненных целей молодежи // Медицина. Социология. Философия. Прикладные исследования. № 1. 2022. С. 12–15.
11. Опрос ФОМ от 13.08.2020 «О качестве российского высшего образования» [Электронный ресурс] : сайт. 13 августа 2020 года. URL: https://fom.ru/Nauka-iobrazovanie/ 14436 (дата обращения 17.04.2022).
12. Анализ рынка среднего профессионального образования в России в 2017–2021 гг., прогноз на 2022–2026 гг. [Электронный ресурс]. URL: https://businesstat.ru/ images/demo/secondary_vocational_education_russia_demo_ businesstat.pdf (дата обращения: 20.04.2022).
13. Мальцева В. А., Шабалин А. И. Не-обходной маневр, или Бум спроса на среднее профессиональное образование в России // Вопросы образования / Educational Studies Moscow. 2021. № 2. С. 10–42. DOI: https://doi.org/10.17323/1814-9545-2021-2-10-42
14. Клячко T. Доля работников с высшим образованием достигла своего пика [Электронный ресурс] : сайт. Президентская академия. URL: https://ipei.ranepa.ru/ru/sobytiyaceno/3466-ekspert-rankhigs-tatyana-klyachko-dolya-rabotnikov-s-vysshim-obrazovaniemdostigla-svoego-pika (дата обращения: 10.10.2022).
15. Ширко С. М. Мотивы получения высшего образования на первой и последующих ступенях // Человеческий капитал. 2022. № 1(157). С. 169–174.
16. Romanova G. A., Ananishnev V. M., Darda E. S. Inclusive education: a path to equalrights. Opcion. 2020. Vol. 36. № Special Edition 26. Рр. 613–628.
Скачать статью в формате pdf.