Значимость высшего образования для современной молодёжи

Автор(ы):

Доржи Львович Хилханов, доктор социологических наук, профессор, https://orcid.org/0000-0002-9382-7757, Институт гуманитарных наук, Московский городской педагогический университет

129226, Россия, Москва, 2-й Сельскохозяйственный проезд, 4, корп. 1, тел.: +7 (499) 1812462, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Алина Вадимовна Аверьянова, независимый исследователь, https://orcid.org/0000-0003-4475-5715, Россия, г. Москва, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация. Введение. В ХХI веке современное информационное общество характеризуется изменениями в отношении современной молодёжи к высшему образованию как к ценности.

Материалы и методы. Данная статья опирается на анализ эмпирических данных социологического опроса, проведённого весной 2022 года. Целью исследования было выявление уровня значимости ценностей высшего образования для современной молодёжи.

Результаты. Молодые люди в целом признают высокую роль образования в процессе развития личности, при этом оценивают высшее образование во многом с рациональных позиций, как инструмент достижения карьерных целей и получения востребованной конкурентоспособной специальности. В то же время высшее образование не является, по их мнению, определяющим фактором для получения высокого дохода и главным обязательным условием жизненного успеха.

Заключение. В современном обществе высшее образование у молодёжи начинает выступать в основном в качестве инструментальной, а не терминальной ценности, преимущественно как важный инструмент трудоустройства и карьерного роста.

Молодые люди не воспринимают высшее образование как институционализированный культурный капитал, необходимый для достижения жизненного успеха, как это было в индустриальном и раннем постиндустриальном обществе.

Ключевые слова: высшее образование, ценности, молодёжь, культурный капитал

Для цитирования: Хилханов Д. Л., Аверьянова А. В. Значимость высшего образования для современной молодёжи // Педагогический ИМИДЖ. 2023. Т. 17. № 2. C. 125–134. DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2023-17-2-125-134

DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2023-17-2-125-134

УДК: 316.4

Статья поступила в редакцию 06.11.2022, одобрена после рецензирования 27.02.2023, принята к публикации 02.05.2023

Список источников:

1. Хилханов Д. Л Хилханова Э. В. Феномен культурной дистанции в современных условиях (языковые и религиозные факторы) // Вестник МГПУ. Философские науки. 2021. № 3 (39). С. 56–67. DOI 10.25688/2078-9238.2021.39.3.06

2. Савченко И. А. Социокультурные аспекты современного образовательного процесса // Обучение, тестирование и оценка. 2013. № 13. С. 215–217.

3. Сахарова М. В. Философия в вузе: мать всех наук или падчерица? // Вестник МГПУ. Серия: Философские науки. 2016. № 2(18). С. 49–56.

4. Белеева И. Д., Заглодина Т. А., Панкратова Л. Э., Титова Н. Б. Востребованность высшего образования в оценках современных студентов // Педагогическое образование в России. 2022. № 1. С. 37–42. DOI: 10.26170/2079-8717_2022_01_04

5. Белл. Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования ; 2-е изд. М. : Академия, 2004. 788 с.

6. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура ; пер. с англ. под науч. ред. О. И. Шкаратана. М. : ГУ ВШЭ, 2000. 608 с.

7. Ермоленко Г. А., Кожевников С. Б. Арт-практики массовой культуры: функционализм, минимализм, сетевые коммуникации // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2014. № 5 (61). С. 93–98.

8. Бурдье П. Формы капитала [Электронный ресурс] // Экономическая социология.

2022. Т. 3. № 5. С. 60–74. URL: https://www.ecsoc.msses.ru (дата обращения: 12.10.2022) .

9. Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество / общ. ред., сост. и предисл. А. Ю. Согомонов. М.·: Политиздат, 1992. 543 с.

10. Заякина О.А. Высшее образование в структуре жизненных целей молодежи // Медицина. Социология. Философия. Прикладные исследования. № 1. 2022. С. 12–15.

11. Опрос ФОМ от 13.08.2020 «О качестве российского высшего образования» [Электронный ресурс] : сайт. 13 августа 2020 года. URL: https://fom.ru/Nauka-iobrazovanie/ 14436 (дата обращения 17.04.2022).

12. Анализ рынка среднего профессионального образования в России в 2017–2021 гг., прогноз на 2022–2026 гг. [Электронный ресурс]. URL: https://businesstat.ru/ images/demo/secondary_vocational_education_russia_demo_ businesstat.pdf (дата обращения: 20.04.2022).

13. Мальцева В. А., Шабалин А. И. Не-обходной маневр, или Бум спроса на среднее профессиональное образование в России // Вопросы образования / Educational Studies Moscow. 2021. № 2. С. 10–42. DOI: https://doi.org/10.17323/1814-9545-2021-2-10-42

14. Клячко T. Доля работников с высшим образованием достигла своего пика [Электронный ресурс] : сайт. Президентская академия. URL: https://ipei.ranepa.ru/ru/sobytiyaceno/3466-ekspert-rankhigs-tatyana-klyachko-dolya-rabotnikov-s-vysshim-obrazovaniemdostigla-svoego-pika (дата обращения: 10.10.2022).

15. Ширко С. М. Мотивы получения высшего образования на первой и последующих ступенях // Человеческий капитал. 2022. № 1(157). С. 169–174.

16. Romanova G. A., Ananishnev V. M., Darda E. S. Inclusive education: a path to equalrights. Opcion. 2020. Vol. 36. № Special Edition 26. Рр. 613–628.

Скачать статью в формате pdf.


Просмотров: 50 | Скачиваний: 66