Статьи выпуска № 2, год 2024

Подходы к определению понятия «субъектная позиция педагога» и организационно-управленческие условия её развития с учётом региональных особенностей

Автор(ы):

Эмилия Чойжалсановна Жамбалова, аспирант, https://orcid.org/0000-0003-1870-7541, Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова

670000, Россия, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а, тел.: +7 (3012) 297170;

проректор по научно-методической работе, Институт развития образования Забайкальского края

672007, Россия, г. Чита, ул. Фрунзе, 1, тел.: +7 (3022) Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация

Введение. Проблема развития профессиональной компетентности педагога является объектом внимания не только участников отношений в сфере образования, но и общества в целом. Поскольку только педагог, достигший высокого уровня профессионализма, способен обеспечить высокое качество образования. От чего зависит процесс развития профессиональных компетенций? По нашему мнению, одним из факторов их эффективного развития является уровень сформированности субъектной позиции педагога. Актуальность исследования различных подходов к определению понятия субъектной позиции педагога обусловливается, во-первых, необходимостью осмысления его сущности, рассматриваемой нами как один из результатов научно-методического сопровождения; во-вторых, необходимостью выявления тех условий, которые способствовали бы повышению уровня развития субъектной позиции педагога. Цели исследования: анализ психолого-педагогических подходов к определению понятия «субъектная позиция педагога», выявление и описание организационно-управленческих условий её развития с учётом региональных особенностей научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров.

Материалы и методы исследования. Объектом проведённого исследования являются организационно-управленческие условия развития субъектной позиции педагога. В процессе исследования решались следующие задачи: проанализировать научную литературу, посвящённую психолого-педагогическим подходам к определению понятия «субъектная позиция педагога»; систематизировать и обобщить существующие подходы к определению сущности и структуры субъектной позиции педагога; выявить и описать организационно-управленческие условия развития субъектной позиции педагога с учётом региональных особенностей научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров.

Результаты исследования. Анализ подходов к определению понятия «субъектная позиция педагога» позволил выявить организационно-управленческие условия её развития. Предложено уточнённое определение понятия «субъектная позиция педагога» и описана её структура, отмечены организационно-управленческие условия развития субъектной позиции педагога. Работ, целью которых выступал бы анализ процесса развития субъектной позиции педагогов Забайкалья, не найдено, данный факт обусловил новизну исследования.

Обсуждение и заключение. Практическая значимость результатов исследования состоит в возможности их использования в процессе создания организационно-управленческих условий развития субъектной позиции педагога с учётом региональных особенностей. Перспективным направлением становится использование результатов для разработки рекомендаций по совершенствованию процесса создания организационно-управленческих условий развития системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров региона.

Ключевые слова: субъектная позиция педагога, организационно-управленческие условия, научно-методическое сопровождение

Для цитирования: Жамбалова Э. Ч. Подходы к определению понятия «субъектная позиция педагога» и организационно-управленческие условия её развития с учётом региональных особенностей // Педагогический ИМИДЖ. 2024. Т. 18, № 2. C. 124–135. DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2024-18-2-124-135

DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2024-18-2-124-135

УДК: 37.02+37.08

Статья поступила в редакцию 03.03.2024, одобрена после рецензирования

17.05.2024, принята к публикации 20.05.2024.

Список источников:

1. Аксенова Г. А. Формирование субъектной позиции учителя в процессе профессиональной подготовки : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.01, 19.00.07. М., 1998. с. 43.

2. Блинова Ю. Л. Формирование субъектной позиции педагога на этапе самоактуализации : дис. … канд. психол. наук : 19.00.13. Казань, 2007. 198 с.

3. Кузнецова И. Ю. Развитие субъектной позиции педагога в процессе повышения квалификации [Электронный ресурс] // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2011. Т. 2, № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/developing-subjectiveposition- of-a-teacher-in-the-process-of-skills-improvement (дата обращения: 30.03.2024).

4. Хаджиева М. В. Субъектная позиция учителя: сущность и особенности ее развития [Электронный ресурс] // Мир науки, культуры, образования. 2014. № 3 (46). С. 136–139. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/subektnaya-pozitsiya-uchitelya-suschnost-iosobennosti-ee-razvitiya (дата обращения: 28.03.2024).

5. Ушаков А. А., Сажина Н. М., Парамонова М. Г. Субъектная позиция и социально-педагогическая поддержка саморазвития педагога в условиях цифровой интегративной среды [Электронный ресурс] // Современные наукоемкие технологии. 2022. № 8. С. 213–217. URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=39294 (дата обращения: 01.04.2024).

6. Яковлева О. В., Куликова С. С. Субъектная позиция как предиктор интеграции будущих педагогов в среду цифрового образования // Перспективы науки и образования. 2022. № 6 (60). С. 138–154. doi: 10.32744/pse.2022.6.8

7. Казак Е. Г. Компоненты субъектной позиции педагога в процессе дополнительного профессионального образования [Электронный ресурс] // Проблемы современной науки и образования. 2014. № 3 (21). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/komponentysubektnoy-pozitsii-pedagoga-v-protsesse-dopolnitelnogo-professionalnogo-obrazovaniya (дата обращения: 02.04.2024).

8. Лебедев А. С. Формирование субъектной позиции в творческой деятельности у студентов педколледжа : дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. М., 2001.179 c

9. Bandura A. Toward a psychology of human agency [Electronic resource] // Sage Journals. Perspectives on Psychological Science. 2006. № 1 (2). Pр. 164–180. URL: https:// journals.sagepub.com/doi/10.1111/j.1745-6916.2006.00011.x (accessed: 27.03.2024). DOI: 10.1111/j.1745-6916.2006.00011.x

10. Du X., Lundberg A., Ayari M. A., Naji K. K., Hawari A. Examining engineering students’ perceptions of learner agency enactment in problem- and project-based learning using Q methodology // Journal of Engineering Education. 2021. № 111 (1). Pp. 111–136. DOI:10.1002/jee.20430

11. Дремина И. А., Долинина И. Г. Реализация субъектной позиции в процессе формирования культуры непрерывного образования педагогов // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2020. № 2 (43). С. 33–43. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/realizatsiya-subektnoy-pozitsii-v-protsesse-formirovaniya-kulturynepreryvnogo-obrazovaniya-pedagogov (дата обращения: 29.03.2024).

12. Осадчук О. Л., Лопанова Е. В. Влияние диалогического общения на формирование субъектной позиции у будущих педагогов профессионального обучения // Образовательное пространство в информационную эпоху : сб. науч. трудов междунар. науч.-практ. конф. (Москва, 5–6 июня 2018 года). М. : Изд-во Института стратегии развития образования, 2018. С. 852–859.

13. Кузнецова И. Ю., Апухтина А. Г. Особенности создания образовательной среды, способствующей развитию субъектной позиции педагога [Электронный ресурс] // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2013. № 3-4 (16-17). С. 83–88. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-sozdaniya-obrazovatelnoysredy-sposobstvuyuschey-razvitiyu-subektnoy-pozitsii-pedagoga (дата обращения: 30.03.2024).

Скачать статью в формате pdf.

Региональный методический актив: подходы к формированию и обеспечению деятельности

Автор(ы):

 

Надежда Павловна Эпова, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры организационной и прикладной психологии, https://orcid.org/0009-0006-5790-8863, SPIN-код 2665-4755, Южный федеральный университет

344006, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Нагибина, 13, тел. : +7 (961) 2969202;

доцент кафедры педагогики, Ростовский государственный медицинский университет

344022, Россия, г. Ростов-на-Дону, пер. Нахичеванский, 29, тел.: +7 (863) 2504065, nepova@sfedu.ru

Аннотация

Введение. В статье обосновывается актуальность исследования процессов формирования региональных методических активов как новых субъектов единой системы научно-методического сопровождения педагогов. Целью исследования является выявление теоретико-методологических оснований рассмотрения регионального методического актива как психолого-педагогического феномена современного этапа развития методической службы и определение содержания подхода к формированию и обеспечению его деятельности.

Материалы и методы. Методологическую основу исследования составили акмеологический, субъектный, средовой и ресурсный подходы, а также концепция профессионального развития личности педагога. В целях исследования применялись анализ, систематизация, обобщение и проектирование.

Результаты исследования. В результате исследования автор рассматривает методический актив: 1) как профессиональное сообщество педагогов, оказывающих методическую помощь коллегам с профессиональными дефицитами, построенную на основе гуманитарной стратегии межличностного контекста, обеспечивающей доверие участников профессиональных методических взаимодействий, понимание практики региональных методистов и опыта работы с различными группами обучающихся; 2) как сообщество профессионалов, ориентированных на собственное непрерывное развитие и совершенствование профессионального мастерства, испытывающих чувство удовлетворения при выполнении наставнических функций и сопричастности к организации профессионального обучения своих коллег; 3) как психолого-педагогический феномен современного этапа развития методической службы, требующий особого изучения с позиций человеческого капитала, анализа акмеологических инвариантов в структуре профессионализма региональных методистов и выявления условий формирования профессионализма; 4) как инструментально-методический ресурс развития региональной системы научно-методического сопровождения педагогов, который требует особого подхода с точки зрения организации, учёта, создания условий для развития, например нормативно-правовых и организационно-методических – концепция, положение, регламенты, процедуры и др. Автор обосновал актуальность учёта трендов непрерывного образования, цифровой трансформации образования, развития сетевых профессиональных коммуникаций педагогических работников, особенностей функционирования действующих систем методического сопровождения педагогов по типу распределённых сетей, оказывающих значимое влияние на определение форм деятельности методического актива. Методический актив и его вариативная сеть коммуникаций обладают свойствами генеративных систем, способствует достижению новых научно-методических задач и может расширяться за счёт открытости и доступности. Идея методического актива может быть перенесена в другие сферы, например, в медицину. Подобно организованные методические активы могут функционировать в медицинской сфере и состоять из врачей, способных и готовых оказывать профессиональную и методическую помощь своим коллегам, а также использовать возможности нахождения в профессиональном сообществе для собственного профессионально-личностного развития. Автор определяет ключевые идеи, составляющие суть подхода к формированию и обеспечению деятельности методического актива как «методического ресурса» и «человеческого капитала системы образования» с учётом личностных ресурсов педагогов, их мотивации и создания атмосферы психологического благополучия при формировании и организации деятельности. Даёт описание результатов оценки компетенций педагогов, получивших статус регионального методиста, характеристику состава методического актива и примеры профилей актива в муниципальных образованиях. Демонстрирует особенности формирования актива с учётом региональных дефицитов и раскрывает перспективные направления изучения исследуемого вопроса.

Ключевые слова: региональный методический актив, региональный методист, профессиональное сообщество, научно-методическое сопровождение, профессиональное мастерство, человеческий капитал, методический ресурс, цифровые платформы профессиональных коммуникаций

Для цитирования: Эпова Н. П. Региональный методический актив: подходы к формированию и обеспечению деятельности // Педагогический ИМИДЖ. 2024. Т. 18, № 1. C. 104–122. DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2024-18-1-104-122

DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2024-18-1-104-122

УДК: 37.08

Статья поступила в редакцию 15.01.2024, одобрена после рецензирования 18.02.2024, принята к публикации 23.02.024.

Список источников:

1. Сираева М. Н. О соотношении понятий «гуманизация образования» и «гуманитаризация образования» // Вопросы методики преподавания в вузе. 2022. Т. 11, № 3. С. 8-21. DOI:10.57769/2227-8591.11.3.01

2. Азаренко С.Ф. Профессиональная компетентность как условие развития мастерства педагога. Актуальные вопросы развития профессионализма педагогов в современных условиях. Материалы Международной электронной научно-практической конференции. В 5 т. Т. 2 / под ред. А. И. Чернышева, Т. Б. Волобуевой, Ю. А. Романенко [и др.]. (2–31 октября 2017 г., Донецк). Донецк : Истоки, 2017. С. 13–17.

3. Акимжанова Н. А. Профессионализм и педагогическое мастерство современного педагога // Наука, техника и образование. 2016. № 3 (21). С. 190–191.

4. Астахова М. И. Педагогическое мастерство как профессионализм педагога // Вестник науки и образования. 2021. № 14-3 (117). С. 37–40.

5. Вертий И. А. Педагогическая компетентность и педагогическое мастерство как деятельностные составляющие профессионализма педагога // Вопросы науки и образования. 2018. № 7 (19). С. 229–231.

6. Волкова О. В. Акмеологический аспект в профессиональной деятельности педагогов // Современное образование Витебщины. 2014. № 4 (6). С. 14–17.

7. Лекерова Г. Ж., Нурбекова А. М., Исабаева А. С., Кидирбаева Х. К., Оразимбетова К. Ш. Психологические аспекты структуры педагогического мастерства // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2916. № 3-3. С. 477–482.

8. Сенаторова О. Ю, Чвякин В. А. Педагогическое мастерство современного педагога в структуре профессиональной компетентности // Педагогическое образование в России. 2019. № 8. С. 20–26.

9. Голуб Л. В., Голуб В. В. История и современность в науке и практике непрерывного профессионального образования. Теоретический аспект. Ч. 1 : монография. Ростов н/Д., 2014, 186 с.

10. Напсо М. Д. Тренды современного образования: некоторые актуальные аспекты // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования, 2023, № 4 (41). С. 187–190. DOI:10.36809/2309-9380-2023-41-187-190

11. Савиных Г. П., Кладова И. С. Муниципальные методические службы: смена парадигмы. От агрегатора формальной отчетности – к субъекту аналитической адресной работы с педагогом [Электронный ресурс] // Аккредитация в образовании. 2021. № 2 (126). URL: https://akvobr.ru/new/publications/269 (дата обращения: 10.01.2024).

12. Бучек А. А., Модестова Т. В. Распределенная система методического сопровождения педагогов: аналитико-прогностический обзор // Социально-гуманитарные исследования и технологии 2023. Т. 12, № 3 (44). С. 17–26. DOI: 10.12737/2306-1731-2023-12-3-17-26

13. Куликова С. В., Кузибецкий А. Н., Гончарук О. В., Карпова О. С. Управление деятельностью муниципальных методических служб в условиях развития региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров // Известия ВГПУ. Педагогические науки. 2023. № 10 (183). С. 16–23.

14. Асмолов А. Г., Асмолов Г. А. Интернет как генеративное пространство: историко-эволюционная перспектива // Вопросы психологии. 2019. № 4. С. 1–26.

15. Иванова Т. Ю, Функциональная роль личностных ресурсов в обеспечении психологического благополучия : автореф. дис. … канд. психол. наук : 19.00.01. М., 2016. 18 с.

16. О внесении изменений в Концепцию создания единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров [Электронный ресурс] : Распоряжение Минпросвещения России от 15.12.2022 № Р-303, утв. распоряжением Министерства просвещения РФ от 16 декабря 2020 г. № Р-174. URL: https://docs.edu.gov.ru/document/3fc484bc2dcf592bee7e324ca2bfda90/?ysclid=lu5karw4s50429989 (дата обращения: 22.09.2023).

Скачать статью в формате pdf.

Сравнительный анализ предпосылок социальной коммуникации подростков с ментальными нарушениями

Автор(ы):

Светлана Валентиновна Волкова, кандидат педагогических наук, доцент, старший научный сотрудник, https://orcid.org/0000-0002-9906-245X, Институт коррекционной педагогики

119121, Россия, г. Москва, ул. Погодинская, 8, корп. 1, тeл:+7 (499) 2450452, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация

Введение. В настоящее время к приоритетным направлениям современной коррекционной педагогики и реабилитологии относятся вопросы изучения и формирования коммуникативных навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья. Актуальность этих вопросов обусловлена необходимостью расширения возможностей социализации таких детей, которая тесно связана с формированием системы жизненных компетенций, основанных на знании ключевых закономерностей социального взаимодействия, умении эффективно использовать навыки общения с окружающими людьми в разнообразных ситуациях повседневной активности. Наибольшему риску социально-коммуникативной дезадаптации подвержены дети с интеллектуальными нарушениями. В статье представлены материалы теоретического анализа и результаты сравнительного изучения социально-коммуникативной сферы подростков с разным уровнем интеллектуального недоразвития.

Материалы и методы. В эксперименте принимали участие 118 подростков с разной степенью выраженности нарушений интеллектуального развития (42 – с задержкой психического развития, 49 – с лёгкой умственной отсталостью и 27 – с умеренной умственной отсталостью). Эмпирические данные были получены на базе Научно-практического центра психического здоровья детей и подростков им Г. Е. Сухаревой и Центра патологии речи и нейрореабилитации Департамента здравоохранения г. Москвы. В процессе исследования и подготовки статьи использовались методы анализа литературных источников, экспериментальные методики изучения социально-коммуникативной сферы, методы статистической обработки результатов исследования.

Результаты исследования. Выявлены специфические трудности в сфере коммуникативного поведения, возникающие у подростков с задержкой психического развития, лёгкой и умеренной степени выраженности интеллектуальными нарушениями. Полученные экспериментальные данные могут быть учтены для определения содержания логопедической работы, направленной на формирование навыков социальной коммуникации у детей с разной степенью выраженности интеллектуального недоразвития.

Заключение. Проблема требует дальнейшего изучения, разработки и внедрения специальных дифференцированных технологий формирования компетенций в социально-коммуникативной сфере подростков с нарушениями интеллектуального развития.

Ключевые слова: подростки с нарушениями интеллектуального развития, коммуникативно-речевые нарушения, социально-коммуникативная дезадаптация, логопедическая работа

Для цитирования: Волкова С. В. Сравнительный анализ предпосылок социальной коммуникации подростков с ментальными нарушениями // Педагогический ИМИДЖ. 2024. Т. 18, № 1. C. 77–90. DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2024-18-1-77-90

DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2024-18-1-77-90

УДК: 376.42

Статья поступила в редакцию 05.02.2024, одобрена после рецензирования 26.02.2024, принята к публикации 02.03.2024.

Список источников:

1. Соловьева Т. А., Кроткова А. В., Нурлыгаянов И. Н. Актуальные проблемы и современные тенденции в развитии специальной педагогики и психологии : мат-лы Всерос. науч. конф. (23–26 марта 2015 г., г. Москва). М.-Берлин : Директ-Медиа, 2015. 368 с.

2. Коробейников И. А., Бабкина Н. В. Ребенок с ограниченными возможностями здоровья: прогнозирование психосоциального развития в современной образовательной среде // Клиническая и специальная психология. 2021. Т. 10, № 2. С. 239–252. DOI: 10.17759/cpse.2021100213

3. Агавелян О. К. Общение детей с нарушениями умственного развития : автореф. дис. ... д-ра психол. наук : 19.00.10. М.: , 1989. 36 с.

4. Бгажнокова И. М. Психология умственно отсталого школьника. М. : Просвещение, 1987. 96 с.

5. Защиринская О. В. Нарушение общения у детей и подростков с легкой умственной отсталостью: феноменология, модель, социализация : автореф. дис. … д-ра психол. наук : 19.00.04. СПб., 2013. 50 с.

6. Дульнев Г. М. Задачи и методы воспитания учащихся вспомогательной школы // Воспитательная работа во вспомогательной школе : сб. статей / под ред. Г. М. Дульнева. М. : АПН РСФСР, Институт дефектологии. 1961. 24 с.

7. Харламова В. Г. Особенности речевого развития умственно отсталых детей // Проблемы реализации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном пространстве Калужской области : Мат-лы заочной науч.-практ. конф. (16–18 декабря 2015 года, Калуга). Калуга : Изд-во КГУ имени К. Э. Циолковского, 2015. С. 333–351.

8. Газиева З. Л. Особенности протекания коммуникативной дезадаптации у старшеклассников с задержкой психического развития [Электронный ресурс] // Молодой учёный. 2023. № 3 (450). С. 235–238. URL: https://moluch.ru/archive/450/99104/ (дата обращения: 23.01.2024).

9. Левченко И. Ю., Волковская Т. Н., Ковалева Г. А. Психологическая помощь в специальном образовании : учебник. М. : ИНФРА-М, 2018. 314 с.

10. Гребенникова Е. В., Шелехов И. Л., Лялина И. И. Межличностное общение как маркер эффективной социализации подростков с задержкой психического развития [Электронный ресурс] // Научно-педагогическое обозрение. 2016. № 1 (11). С. 26–30. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mezhlichnostnoe-obschenie-kak-markereffektivnoy-sotsializatsii-podrostkov-s-zaderzhkoy-psihicheskogo-razvitiya (дата обращения: 10.01.2024).

11. Орехова Г. А. К проблеме исследования социальных отношений детей с выраженными нарушениями интеллектуального развития // Специальная психология. 2005. № 3-4 (5-6). С. 36.

12. Абдуллина Л. Б., Гизатуллина К. Х. Развитие коммуникативных умений и навыков младших школьников [Электронный ресурс] // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 4 (71). С. 9–10. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35576017 (дата обращения: 09.01.2024).

13. Киреева М. Е. Развитие коммуникативных умений у детей с умеренной умственной отсталостью // Из опыта работы специальных психологов и педагогов : сб. статей / под ред. С. М. Валявко, О. Б. Дудко. М. : МГПУ. 2013. Вып. III. С. 40–43.

14. Ковалева Г. А., Бусарнова Н. В. Сравнительное изучение общения дошкольников с разным уровнем интеллектуального развития // Коррекционная педагогика: теория и практика. 2010. № 1. С. 18.

15. Ковальчук В. А. Организация речевого общения умственно отсталых учащихся в процессе обучения русскому языку (на материале младших классов вспомогательной школы с украинским языком преподавания) : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.03. М., 1987. 23 с.

16. Омарова П. О. Развитие общения умственно отсталых младших школьников. Махачкала : Юпитер. 2002. 117 с.

17. Певзнер М. С. Дети-олигофрены (изучение детей-олигофренов в процессе их воспитания и обучения). М. : АПН РСФСР, 1959. 486 с.

18. Петрова В. Г. Развитие речи и познавательная деятельность умственно отсталых школьников : автореф. дис. ... д-ра психол. наук : 19.00.10. М., 1975. 42 с.

19. Разуван Е. И. Формирование умений делового общения у учащихся старших классов вспомогательной школы: на материале социально-бытовой ориентировки : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.03. М., 1989. 18 с.

20. Дергачева Д. В. Особенности речевого развития у подростков с умственной отсталостью // Generation Ψ : мат-лы VI Всерос. науч.-практ. студен. фестиваля, (18 мая 2020 года, Новосибирск). Новосибирск : НГПУ, 2020. С. 156–157.

21. Носова Н. В., Перевозкина Г. А. Исследование речевой коммуникации у детей с нарушением интеллекта // Образование и качество жизни. 2022. № 2(28). С. 24–31.

22. Бгажнокова И. М., Гамаюнова А. Н. Проблемы социальной адаптации детей-сирот с нарушениями интеллекта // Дефектология. 1997. № 1. С. 36.

23. Бойков Д. И. Общение детей с проблемами в развитии: коммуникативная дифференциация личности. СПб. : Каро, 2005. 288 с.

24. Дмитриева Е. Е. Особенности коммуникативно-личностного развития детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста с легкими формами психического недоразвития // Специальная психология. 2005. № 1(3). С. 51–54.

25. Мозжалова Ю. В. Формирование навыков социального взаимодействия у людей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью : автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.03. М., 2007. 20 с.

26. Шипицына Л. М., Защиринская О. В. Невербальное общение у детей при нормальном и нарушенном интеллекте. СПб. : Речь, 2009. 128 с.

Скачать статью в формате pdf.

Изучение направлений профессионального обучения в колледжах и общеобразовательных школах, реализующих адаптированные программы для обучающихся с нарушением интеллекта: сравнительный анализ

Автор(ы):

Аделина Юрьевна Гвоздева, аспирант, Институт специального образования и психологии, https://orcid.org/0009-0002-2801-4538, Московский городской педагогический университет

119261, Россия, г. Москва, ул. Панферова, 8, корп. 2, тел.: +7 (499) 1816552, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Юлия Анатольевна Афанасьева, кандидат педагогических наук, доцент, https://orcid.org/0000-0003-0969-4291, Институт специального образования и психологии,

Московский городской педагогический университет

119261, Россия, г. Москва, ул. Панферова, 8, корп. 2, тел.: +7 (499) 1816552, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация

Введение. Для успешной социализации подростков с интеллектуальными нарушениями крайне важно учитывать их профессиональные предпочтения. Педагоги работают над развитием умений у каждого ученика и приобретением каждым навыков, необходимых для выбранной профессии. При этом важно учитывать возможности, а также особенности профессиональных предпочтений каждого обучающегося с интеллектуальными нарушениями при выборе профессии. Профессиональное обучение начинается на уроках труда ещё в школе и требует длительного пропедевтического периода. Данное исследование направлено на изучение профилей труда в школе и колледже с целью выявления наиболее востребованных направлений подготовки для лиц с умственной отсталостью.

Материалы и методы. В эксперименте приняли участие 210 выпускников 9-х и 11-х классов с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в период с 2019 по 2023 г. Используемые методы: анализ научной литературы, описательный метод, качественный и количественный анализ данных, сравнительный метод.

Результаты исследования. В результате анализа данных выявлены самые популярные направления профильного труда на этапе школьного обучения ‒ это «швейное дело», «картонажно-переплётное дело», «столярное дело», «цветоводство (озеленение)». На этапе подготовки в колледже самые популярные профили – «повар», «рабочий зелёного хозяйства», «оператор ЭВМ».

Выводы. Некоторые профили трудового обучения, популярные на школьном этапе, не так востребованы в колледже это «швея», «столяр» и «переплётчик». Выявлен недостаток подготовки и преемственности между школой и колледжем в вопросах профессионального самоопределения и профессиональной подготовки лиц с нарушением интеллекта. Следовательно, важно развивать организационно-методические основы профессионального определения обучающихся с учётом их индивидуальных особенностей, обеспечить соответствие между предпочтениями и реальными потребностями рынка труда.

Ключевые слова: профессиональное обучение, коррекционная школа, нарушение интеллекта, профессиональная подготовка, преемственность обучения

Для цитирования: Гвоздева А. Ю., Афанасьева Ю. А. Изучение направлений профессионального обучения в колледжах и общеобразовательных школах, реализующих адаптированные программы для обучающихся с нарушением интеллекта: сравнительный анализ // Педагогический ИМИДЖ. 2024. Т. 18, № 1. C. 91–103. DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2024-18-1-91-103

DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2024-18-1-91-103

УДК: 376:377.12

Статья поступила в редакцию 18.12.2023, одобрена после рецензирования 15.03.2024, принята к публикации 18.03.2024.

Список источников:

1. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) [Электронный ресурс] : Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70760670/?ys clid=ltwfmklzrh322287822 (дата обращения: 23.09.2023).

2. Васенков Г. В. Адаптация и социализация выпускников школ VIII вида в процессе включения их в производственные отношения в условиях социума // Коррекционная педагогика. 2010. № 5 (41). С. 5–10.

3. Гвоздева А. Ю. Преемственность направлений профильного труда выпускников с интеллектуальными нарушениями и их выбор будущих профессий // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2024. № 2. С. 46–52. DOI: 10.47639/2074-4986_2024_2_46

4. Мирский С. Л. Индивидуальный подход к учащимся вспомогательной школы в трудовом обучении. М. : Педагогика, 2009. 160 с.

5. Зак Г. Г. Инновационные формы организации социально-трудовой деятельности учащихся с умственной отсталостью // Современные тенденции образования лиц с ОВЗ : мат-лы науч.-практ. конф., проводимой в рамках мероприятий «Дни науки МГПУ-2014» / сост. : О. Г. Приходько, А. А. Гусейнова, Е. В. Ушакова (9 апреля 2014 г., Москва). М., 2014. Ч. 1. С. 64–68.

6. Маркова Т. В., Левина М. В. Профориентационная работа с обучающимися с нарушением интеллектуального развития // Молодой ученый. 2020. № 30 (320). С. 275–278.

7. Швец Е. А., Маркова Т. В. Методологические аспекты коррекционно-реабилитационной работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в процессе профессионального обучения // Профессиональное образование и общество. 2018. № 1 (25). С. 152–157.

8. Воронкова Е. В. Основные направления работы по профессиональной ориентации обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) [Электронный ресурс] // Современные научные исследования и инновации. 2022. № 3. URL: https://web.snauka.ru/issues/2022/03/97888 (дата обращения: 16.09.2023).

9. Полковников В. В. Коррекционная технология профессиональной подготовки учащихся с нарушением интеллекта в условиях учреждения начального профессионального образования : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.03. Екатеринбург, 2008. 186 с.

10. Яковлева И. М., Браткова М. В., Караневская О. В., Титова О. В., Афанасьева

Ю. А. Педагогика и психология детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). М. : Инфра-М, 2023. 382 с. DOI: 10.12737/1733143

11. Яковлева И. М. Трудовая подготовка лиц с нарушением интеллекта как важный фактор их социализации // Модернизация предпрофильного и начального профессионального образования лиц с нарушением интеллектуального развития : мат-лы Все-рос. науч.-практ. конф. (Москва, 7–8 ноября 2012 года) / под науч. ред. И. М. Яковлевой. М. : МГПУ, 2012. С. 39–42.

12. Яковлева И. М., Галкина В. А., Скира Е. В. Профессиональная социализация и трудоустройство выпускников колледжей с интеллектуальными нарушениями // Вестник МГПУ. Серия: Современный колледж. 2023. № 2(6). С. 65–76. DOI 10.25688/2782-6597.2023.6.2.6

13. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5–9 кл. /под ред. В. В. Воронковой. В 2 сб. Сб. 2. М. : ВЛАДОС, 2011. 304 с.

14. Мануйлова В. В. Деятельность ресурсных учебно-методических центров среднего профессионального образования в Российской Федерации // Инклюзивное образование: непрерывность и преемственность : мат-лы V Междунар. науч.-практ. конф. / гл. ред. С. В. Алехина (23–25 октября 2019 г., Москва). М. : МГППУ, 2019. С. 131–135.

15. Брызгалова С. О., Зак Г. Г., Арапова О. А., Зигарь А. В., Родомазов В. В. Социально-трудовая адаптация выпускников с нарушением интеллекта : учеб. - метод. пособие / под ред. Г. Г. Зак. Екатеринбург, 2012. 108 с.

16. Ткачева В. В., Евтушенко И. В., Жигорева М. В. Профориентация и социализация обучающихся со сложными нарушениями развития. М. : ИНФРА-М, 2022. 198 с.

17. Акимова О. И. Профессиональное самоопределение выпускников специальных (коррекционных) школ VIII вида во внеурочной деятельности // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия «Образование. Педагогические науки». Вып. 9. Челябинск, 2010. № 23 (199). С. 134–137.

18. Никандрова Т. С., Тушева Е. С. Алгоритм профориентационного сценирования социально-трудовой адаптации обучающихся с интеллектуальными нарушениями // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2021. № 8. С. 4–10. DOI: 10.47639/2074-4986_2021_8_4

19. Дегтярева Т. Н. Профессиональное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья в условиях вхождения в Болонский процесс: социологический аспект // Вестник Томского государственного университета. 2009. № 325. С. 33–36.

Скачать статью в формате pdf.

 

 

Дифференцированный подход к педагогической работе с родителями в условиях детской реабилитации: начальный этап изучения семьи

Автор(ы):

Маргарита Владимировна Браткова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры специальной педагогики и комплексной реабилитации, https://orcid.org/0000-0002-8779-2287, e-Library SPIN: 7028-2448, Московский городской педагогический университет

129226, Россия, г. Москва, 2-й Сельскохозяйственный проезд, 4, тел.: +7 (499) 1349468, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.;

старший научный сотрудник психолого-педагогической помощи НИИ неотложной детской хирургии и травматологии

119180, Россия, г. Москва, Большая Полянка, 22, тел. : +7 (495) 9592779

Аннотация

Введение. В статье рассмотрены актуальные вопросы оказания педагогической помощи родителям (лицам, их замещающим), воспитывающим детей с последствиями нейротравмы, в условиях стационара: изучены особенности включения близких ребёнку взрослых в комплекс реабилитационных мероприятий; представлены группы родителей, учёт которых позволяет эффективно выстраивать комплексное содержание реабилитационного процесса. Цель исследования представить результаты изучения специфики родительских позиций по отношению к ребёнку с последствиями нейротравмы.

Материалы и методы. Было задействовано 106 семей. Методы исследования: изучение психолого-медико-педагогической документации, анкетирование и беседа с родителями, направленное наблюдение, психолого-педагогическое обследование ребёнка.

Результаты исследования. Определены методы изучения родительской позиции в условиях стационара. Описаны критерии родительской активности, факторы, как улучшающие, так и затрудняющие включение близких в комплексную реабилитацию (биологические, индивидуально-психологические, микро- и макросоциальные). Выделены дифференцированные родительские группы, учёт которых позволяет разрабатывать педагогическую помощь, её содержание и методы вариативно как на раннем этапе реабилитации, так и в отдалённом периоде восстановления ребёнка.

Обсуждение и заключение. Все семьи, воспитывающие детей с последствиями тяжёлой нейротравмы, нуждаются в комплексной медико-психолого-педагогической помощи на протяжении всего реабилитационного/абилитационного процесса. Содержание педагогической работы с близкими выстраивается дифференцированно, исходя из уровней родительских групп. Результаты исследования могут быть полезны специалистам, оказывающим комплексную помощь детям с тяжёлой нейротравмой, а также близким взрослым.

Ключевые слова: психолого-педагогическое сопровождение семьи, нейротравма, дети с нарушениями развития, специалисты сопровождения, анкетирование, семейное воспитание, тяжёлая черепно-мозговая травма, детская реабилитация

Для цитирования: Браткова М. В. Дифференцированный подход к педагогической работе с родителями в условиях детской реабилитации: начальный этап изучения семьи // Педагогический ИМИДЖ. 2024. Т. 18, № 1. C. 64–76. DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2024-18-1-64-76

DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2024-18-1-64-76

УДК: 37.018.46:37.018.11:376.1

Статья поступила в редакцию 01.12.2023, одобрена после рецензирования 01.03.2024, принята к публикации 05.03.2024.

Список источников:

1. Аралова М. П., Асланян К. С., Полевичен ко Е. В. Психологическое исследование родительского отношения к дошкольникам в стадии ремиссии острого лимфобластного лейкоза // Социальные и психологические проблемы детской онкологии : мат-лы первой Всерос. конф. с междунар. участием. М. : [б. и.], 1997. С. 105–107.

2. Браткова М. В., Закрепина А. В. Экспериментальное исследование типологических особенностей психической активности детей после травмы // Психология обучения. 2017. № 9. С. 15–27.

3. Вылегжанина Г. Г. Взаимосвязь родительского отношения и преобладающих мотивов к деятельности часто болеющего ребенка дошкольного возраста : автореф. дис. ... канд. психол. наук : 19.00.13; 19.00.04. Красноярск, 2006. 23 с.

4. Зерницкий О. Б. Исследование взаимосвязи родительского отношения с психоэмоциональными состояниями детей с тяжелыми соматическими заболеваниями : автореф. дис. ... канд. психол. наук : 19.00.07. М., 2005. 19 с.

5. Лазуренко С. Б. Педагогическое сопровождение семьи ребенка младенческого и раннего возраста с перинатальным поражением ЦНС в условиях стационара // Российский педиатрический журнал. 2008. № 5. С. 39–41.

6. Валиуллина С. А., Сиднева Ю. Г., Закрепина А. В., Фуфаева Е. В., Тютюкина А. И., Быкова В. И., Боттаева Ж. С., Аркатова Е. А., Борисова Н. В., Браткова М.В. Система ранней комплексной психиатрической, психолого-педагогической реабилитации детей с тяжелой черепно-мозговой травмой. Ч. 1 : Сниженный уровень сознания – вегетативный статус, минимальное сознание / под ред. С. А. Валиуллиной. М. : Парадигма, 2018. 48 с.

7. Вассерман Л. И., Абабков В. А., Трифонова Е. А. Совладание со стрессом: теория и психодиагностика : учебно-методическое пособие. СПб. : Речь, 2010. 192 с.

8. Бах О. П. Значение адаптации в семье для реабилитации психически больных // Семейная психотерапия при нервных и психических заболеваниях / под ред. В. К. Мягер и Р. А. Зачепицкого. Л. : Ленингр. науч.-исслед. психоневрол. ин-т, 1978. С. 38–46.

9. Бразгун Т. Н., Ткачева В. В. К проблеме дисфункциональности семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья // Системная психология и социология. 2018. № 3 (27). С. 84–98.

10. Добряков И. В., Защиринская О. В. Психология семьи и больной ребенок: учебное пособие : хрестоматия. СПб. : Речь, 2007. 400 с.

11. Медведева Е. А., Югова О. В. Особенности ресурсных возможностей семьи, воспитывающей ребенка с нарушениями в развитии // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 72-1. С. 198–201.

12. Мамайчук И. И., Миланич Ю.М. Психологические проблемы матерей новорожденных с патологией центральной нервной системы и риском нарушений психофизического развития // Медицина: теория и практика. 2019. Т. 4. Спецвыпуск. С. 339–341.

13. Майрамян Р. Ф. Семья и умственно отсталый ребенок : автореф. дис. … канд. мед. наук : 14.00.18. М., 1976. 24 с.

14. Ткачёва В. В. Технологии психологической помощи семьям детей с ограниченными возможностями здоровья : учебник ; 2-е изд., перераб. и доп. М. : ИНФРА-М, 2021. 281 с.

15. Шипицына Л. М. Старое и новое: социальная защита в России. СПб. : Междунар. ун-т семьи и ребенка им. Рауля Валленберга, 1997. 41 с.

16. Приходько О. Г., Левченко И. Ю., Екжанова Е. А., Даирова Р. А., Аксенова Л. И., Браткова М. В., Григоренко Н. Ю., Гусейнова А. А., Мануйлова В. В., Новикова Д. Э., Олешова В. В., Тюрина Н. Ш., Югова О. В., Усанова Е. А., Шешукова М. В. Система ранней комплексной помощи детям с ОВЗ и их родителям : коллектив. моногр. М. : Парадигма, 2018. 377 с.

17. Стребелева Е. А., Мишина Г. А. Психолого-педагогическая поддержка семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья : учеб. М. : ИНФРА-М, 2022. 184 с.

18. Мазурова Н. В., Подольская Т. А. Социально-психологическая адаптация родителей детей с тяжелыми заболеваниями // Актуальные проблемы психологического знания. 2022. № 1. С. 66–78.

19. Закрепина А. В. Изучение особенностей психической деятельности детей с тяжелой черепно-мозговой травмой как начальный этап реабилитации средствами образования // Педиатрическая фармакология. 2012. Т. 9, № 5. С. 75–79.

Скачать статью в формате pdf.