Мащенко
Оксана Николаевна
заместитель директора по учебной работе
Черемховский педагогический колледж
665413, Иркутская область, г. Черемхово, ул. Советская, 2
тел.: 8(39546)55436
e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
- Аннотация. В современных условиях приобретает особое значение вопрос профессионального самообразования учителя начальных классов, что обусловлено спецификой его деятельности в изменяющихся условиях функционирования образовательных организаций, сложившейся социокультурной ситуацией, требованиями рынка труда. Он должен быть готов к выполнению разнообразных видов профессиональной деятельности, ряд из которых зафиксирован в профессиональном стандарте. Исследователи неоднократно возвращались к изучению проблемы профессионального самообразования учителей. В рамках статьи даётся обоснование понятий «самообразование», «профессиональное самообразование» с позиции психолого-педагогического знания. На основе теоретического обобщения литературы уточняется понятие «профессиональное самообразование». Показана роль самообразования в профессионально-личностном развитии учителя начальных классов.
- Ключевые слова: непрерывное образование, самообразование, профессиональное самообразование, самость, профессионально-личностное развитие.
Для цитирования: Мащенко О. Н. Теоретическое обоснование понятий «самообразование», «профессиональное образование» будущего учителя начальных классов // Педагогический ИМИДЖ. 2018. № 1 (38). С. 163–172.
УДК: 374.1+370.187.1
DOI:
Список литературы:
1. Беликаева, М. Б. Формы организации самообразования студентов за рубежом для формирования профессиональной мобильности / М. Б. Беликаева // Вестник Кемеровского государственного университета. – 2015. – 1–4 (61). – C. 97–100.
2. Белкина, В. Н. Актуальные проблемы непрерывного профессионального образования будущих педагогов / В. Н. Белкина, Г. В. Сергеева // Ярославский педагогический вестник. Психолого-педагогические науки. – Ярославль : Изд-во ЯГПУ. – 2011. – № 1. – Т. 2. – С. 159–162.
3. Блонский, П. П. Избранные педагогические сочинения / П. П. Блонский. – М. : Изд-во АПН РСФСР, 1961. – С. 615–626.
4. Демкина, Е. В. Ретроспективный анализ взглядов отечественных и зарубежных учёных на классификацию понятий «самообразование» и «самоорганизация» / Е. В. Демкина, Ю. С. Анисимов // Вестник Адыгейского гос. ун-та. Серия 3: Педагогика и психология. – 2015. – № 3 (162). – С. 44–52.
5. Елканов, С. Б. Основы профессионального самовоспитания учителя / С. Б. Елканов. – М. : Просвещение, 1989. – 189 с.
6. Калугин, Ю. Е. Виды профессионального самообразования / Ю. Е. Калугин, Т. В. Киселева // Альманах современной науки и образования. – 2014. – № 1 (80). – С. 51–53.
7. Коджаспирова, Г. М. Словарь по педагогике / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. – М. ; Ростов н/Д : МарТ, 2005. – 448 с.
8. Кулюткин, Ю. Н. Психология обучения взрослых / Ю. Н. Кулюткин. – М. : Просвещение, 1985. – 128 с.
9. Медведев, И. Ф. Концепция самообразования: основные понятия и структура / И. Ф. Медведев // Образование и наука. – 2012. – № 2 (91). – C. 32–42.
10. Митина, Л. М. Психология личностно-профессионального развития субъектов образования / Л. М. Митина – М. ; СПб. : Нестор-История, 2014. – 376 с.
11. Нечаев, В. Я. Социология образования / В. Я. Нечаев. – М. : Изд-во МГУ, 1992. – 198 с.
12. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. [4-е изд., доп.]. – М. : Азбуковник, 1999. – С. 695.
13. Профессиональная педагогика в 2 ч. Ч. 1 : учеб. пособие для вузов / под. общ. ред. В. И. Блинова. – М. : Юрайт, 2017. – С. 46. – (Серия «Образовательный процесс»).
14. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. Т. 2. / гл. ред. В. В. Давыдов. – М. : БРЭ, 1993. – С. 306.
15. Сартр, Ж.-П. Экзистенциализм – это гуманизм // Сумерки богов : Сборник [пер.] // Ф. Ницше, З. Фрейд, Э. Фромм и др. ; сост., общ. ред. и предисл. А. А. Яковлева. – М. : Политиздат, 1989. – С. 319–344. – (Серия «Библиотека атеистической литературы»).
16. Сергеева, Г. В. Особенности профессионального самообразования студентов и педагогов дошкольного образования / Г. В. Сергеева // Ярославский педагогический вестник. – 2015. – № 6. – С. 135–140.
17. Сериков, Г. Н. Обучение как условие самоподготовки к профессиональной деятельности / Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1985. – 137 с.
18. Сидоров, С. В. Самообразование педагога [Электронный ресурс] : сайт педагога-исследователя / С. В. Сидоров. – URL: http://si-sv.com/publ/20-1-0-291 (дата обращения: 07.01.2017).
19. Слипченко, М. В. Организация самообразования будущих педагогов профессионального обучения: дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / Слипченко М. В. – Оренбург, 2003. – 235 c.
20. Сукиясян, Э. Р. Профессиональное самообразование / Э. Р. Сукиасян // Научные и технические библиотеки. – 2010. – № 1. – С. 68–73.
21. Тулькибаева, Н. Н. Педагогика: взаимосвязь науки и практики / Н. Н. Тулькибаева, З. М. Большакова. – Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2008. – 162 с.
22. Фейдимен, Дж. Личность и личностный рост / Дж. Фейдимен, Р. Фрейгер [пер. с англ.]. – М. : Изд-во Рос. Открытого ун-та. – Вып. 4. – 1994. – 68 с.
23. Хайдеггер, М. Бытие и время / М. Хайдеггер ; пер. с нем. В. В. Бибихина. – Харьков : Фолио, 2003. – 503 с. – (Серия «Philosophy»).
24. Чернявская Г. К. Трудный путь к себе: Очерки саморазвития личности / Г. К. Чернявская. – СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1994. – С. 116.
25. Юдакова, С. В. Профессионально-педагогическое самообразование / С. В. Юдакова. – Владимир : ВГГУ, 2010. – 131 с.
26. International Standard Classification of Education (ISCED) 2011 – Draft [Electronic resource] / For Global Consultation. – June – October. – 2010 : UNESCO institute for statistics. – 58 р. – URL: http://www.cko.edu.me/Library/files/Izvori%20i%20publikacije/ ISCDE_2011_draft.pdf (mode of access: 15.02.2017).
27. Standards für die Lehrerbildung : Bildungswissenschaften [Electronic resource] : Beschluss der Kultusministerkonferenz vom 22.10.2004. – URL: http://lakk.sts-gym-marburg.bildung.hessen.de/modul/KMK_Standards_Lehrerbildung.pdf (mode of access: 25.02.2018).
|