Статьи журналов

Анализ сформированности математических знаний и умений у учащихся с задержкой психического развития на I ступени общего среднего образования

Автор(ы):

Наталья Владимировна Крюковская, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой теории и методики специального образования, https://orcid.org/0000-0001-8044-3378, Гродненский государственный университет имени Янки Купалы

230023, Республика Беларусь, г. Гродно, ул. Ожешко, 22, тел.: +375 (152) 754903, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.,

Аннотация. Введение. В статье представлены результаты изучения сформированности математических знаний и умений у учащихся с задержкой психического развития на I ступени общего среднего образования. Цель исследования: выявить уровень сформированности математических знаний и умений у учащихся с задержкой психического развития на I ступени общего среднего образования и причины их несформированности.

Материалы и методы. В качестве основного метода исследования использовался констатирующий эксперимент. Выборку составил 201 учащийся с задержкой психического развития, обучающийся на I ступени общего среднего образования. Результаты исследования. Выявлены трудности при выполнении математических заданий, определена недостаточность компонентов деятельности у учащихся с задержкой психического развития, выделены направления дальнейшего углублённого обследования учащихся данной категории.

Заключение. Для организации процесса обучения на уроках математики необходимо создавать специальные условия и проводить работу по устранению причин, приводящих к трудностям в усвоении математических знаний и приобретении умений, выявление которых возможно на основе полноценно проведённого обследования учащихся.

Ключевые слова: задержка психического развития, математические знания и умения, компоненты деятельности, коррекционно-педагогическая работа

Для цитирования: Крюковская Н. В. Анализ сформированности математических знаний и умений у учащихся с задержкой психического развития с опорой на нейропсихологический подход // Педагогический ИМИДЖ. 2021. Т. 15. № 4 (53). С. 418-428. DOI: 10.32343/2409-5052-2021-15-4-418-428

https://doi.org/10.32343/2409-5052-2021-15-4-418-428

УДК: 376.42+372.851

Дата поступления в редакцию: 25.10.2021

Список литературы:

1. Афанасьева Ю. А. Методика преподавания математики в начальной школе для детей с нарушениями речи: курс лекций в схемах и таблицах : учеб.-метод. пособие. М. : Логомаг, 2018. 79 с.

2. Баряева Л. Б. Интегративная модель математического образования дошкольников с задержкой психического развития : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.03. М., 2005. 41 с.

3. Давидович A. A. Нейропсихологическая структура интеллектуальной деятельности счета в младшем школьном возрасте // Психологический журнал. 2006. № 1 (9). С. 58–63.

4. Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание: программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта ; 4-е изд. М. : Просвещение, 2011. 269 с.

5. Ипполитова М. В. Особенности усвоения состава числа детьми с задержкой психического развития // Дефектология. 1972. № 5. С. 29–34.

6. Ипполитова М. В. Изучение трудностей решения арифметических задач у детей с задержкой психического развития // Дефектология. 1974. № 1. С. 3–10.

7. Капустина Г. М. Формирование элементарных математических знаний и представлений у детей дошкольного возраста // Дефектология. 1998. № 2. С. 22–29.

8. Кондратьева С. Ю. Актуальные вопросы профилактики дискалькулии у детей с нарушениями речи в системе дошкольного и начального школьного образования // Теория и практика общественного развития. 2013. № 11. С. 255–257.

9. Особенности усвоения математики учащимися с трудностями в обучении : учеб.-метод. пособие / авт.-сост. Ю. А. Костенкова; под ред. Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутеповой. М. : РУДН, 2008. 67 с.

10. Белопольская Н. Л., Клейменова Н. П. Исследование зоны ближайшего эмоционального развития у детей с задержкой психического развития // Дефектология. 2011. № 2. С. 36–43.

11. Болгарова М. А. Своеобразие развития познавательного интереса у учащихся с задержкой психического развития младшего школьного возраста // Специальное образование. 2007. № 8. С. 23–29.

12. Инденбаум Е. Л. К проблеме компенсации задержки психического развития в период начального образования // Дефектология. 2019. № 3. С. 3–12

13. Инденбаум Е. Л. Коррекция познавательной деятельности младших школьников с нарушениями интеллектуального развития во внеклассной работе с позиций функционально-уровневого подхода // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2010. № 5. С. 50–59.

14. Ульенкова У. В. Шестилетние дети с задержкой психического развития. М. : Педагогика, 1990. 180 с.

 

Скачать статью в формате pdf

Формирование навыка беглого чтения у детей с общим недоразвитием речи на основе выявления ритмической структуры прозаического текста

Автор(ы):

Анна Ревокатовна Калашникова, кандидат филологических наук, доцент кафедры специальной педагогики и психологии, https://orcid.org/0000-0002-2456-5693, Волгоградский государственный социально-педагогический университет

400005, Россия, г. Волгоград, пр. Ленина, 27, тел.: +7 (8442) 241360, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Татьяна Андреевна Бондаренко, кандидат педагогических наук, доцент, кафедры специальной педагогики и психологии, https://orcid.org/0000-0001-7073-266X, Волгоградский государственный социально-педагогический университет

400005, Россия, г. Волгоград, пр. Ленина, 27, тел.: +7 (8442) 241360, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Алла Игнатьевна Цой, кандидат педагогических наук, доцент, кафедры специальной педагогики и психологии, https://orcid.org/0000-0002-6037-8887

Волгоградский государственный социально-педагогический университет, 400005, Россия, г. Волгоград, пр. Ленина, 27, тел.: +7 (8442) 241360, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация. Введение. В статье представлены результаты исследования влияния выявления ритма прозаического текста на формирование навыка беглого чтения у детей с общим недоразвитием речи.

Материалы и методы. Использовались методы анализа научной литературы по вопросам ритмообразования текста, внутрисинтагменного членения текста, метод ритмического анализа, статистический метод.

Результаты исследования. Выявление ритмической структуры текста, деление текста на синтагмы способствуют повышению технической стороны чтения и влияют на формирование навыка беглого чтения у детей с общим недоразвитием речи.

Заключение. Результаты исследования показали, что для преодоления трудностей формирования навыка беглого чтения очень важно научить младших школьников с общим недоразвитием речи чувствовать текстовый ритм, выявлять его на уровне синтагменного членения, находить смысловые доминанты текста. Выявление ритмической структуры текста позволяет не только отточить навык беглого чтения, но и глубже понимать смысл прочитанного.

Ключевые слова: беглое чтение, навык чтения, ритм текста, синтагма, деление на синтагмы, дети с общим недоразвитием речи

Для цитирования: Калашникова А. Р., Бондаренко Т. А., Цой А. И. Формирование навыка беглого чтения у детей с общим недоразвитием речи на основе выявления ритмической структуры прозаического текста // Педагогический ИМИДЖ. 2021. Т. 15. № 4 (53). С. 408–417. DOI: 10.32343/2409-5052-2021-15-4-408-417

https://doi.org/10.32343/2409-5052-2021-15-4-408-417

УДК: 376.1

Дата поступления в редакцию: 29.10.2021

Список литературы:

1. Гаспаров М. Л. Ритм // Литературная энциклопедия терминов и понятий / под ред. А. Н. Николюкина. М. : Интелвак, 2003. С. 875.

2. Иванова-Лукьянова Г. Н. Ритм прозы от Карамзина до Чехова: монография ; 2-е изд., стер. М. : ФЛИНТА, 2019. 335 с.

3. Иванова-Лукьянова Г. Н. Ритм художественных прозаических текстов как отражение жизненных ритмов человека [Электронный ресурс] // альманах «Академические тетради». Вып. 14. Тетрадь 7. URL: http://www.independent-academy.net/science/ tetradi/14/ivanova.html (дата обращения: 15.10.2021).

4. Калашникова А. Р. Ритмические характеристики текстов современной российской публицистики : дис. ... канд. филол. наук : 10.02.19. Волгоград, 2016. 193 с.

5. Москвин В. П. Ритм и язык. Стилистическое исследование: монография. М. : Флинта, 2019. 325 с.

6. Невзглядова Е. В. Интонационная теория стиха. СПб. : Нестор-История, 2015. 158 с.

7. Потапов В. В. Динамика и статика речевого ритма: Сравнительное исследование на материале славянских и германских языков. М. : Едиториал УРСС, 2016. 344 с.

8. Светозарова Н. Д. Синтагма // Лингвистический энциклопедический словарь / гл. ред. В. Н. Ярцева. М. : Сов. энциклопедия, 1990. С. 447.

9. Синицына Л. В. Ритмическая организация дикторской речи (на материале новостных телевизионных программ 1980-х гг. и 2000-х гг.): дис. ... канд. филол. наук : 10.02.01. Волгоград, 2014. 195 с.

10. Снегирев Г. Я. Хитрый бурундук: рассказы и маленькие повести. М. : Махаон, 2013. 111 с.

11. Цирульник Л. И., Лобанов Б. М., Сизонов О. Г. Алгоритм интонационной разметки повествовательных предложений для синтеза речи по тексту [Электронный ресурс] // Труды междунар. конф. «Диалог 2008». С. 563–568. URL: http://www.dialog-21. ru/media/1806/86.pdf (дата обращения: 15.10.2021). 

 

Скачать статью в формате pdf

Барьеры внедрения искусственного интеллекта в образование: мифы и реальность

Автор(ы):

Вера Викторовна Казарина, кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой естественно-математических дисциплин, https://orcid.org/0000-0003-4380-7894, Институт развития образования Иркутской области

664007, Россия, г. Иркутск, ул. Красноказачья, 10 а, тел.: +7 (3952) 500904, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация. Введение. В настоящее время особенно остро встают вопросы о том, какие требования будут предъявлять к человеку общество и среда в будущем. Сегодня важно подготовить обучающихся к будущей профессиональной деятельности в быстро меняющихся условиях. Достижению этих требований способствует внедрение в образовательный процесс новейших достижений науки.

Методы и обзор литературы. В статье рассматриваются возможности внедрения искусственного интеллекта в образование. Выявлены барьеры внедрения искусственного интеллекта в образование: отсутствие сформулированного социального запроса к уровню образования специалиста будущего; проблемы организации взаимодействия педагога и искусственного интеллекта; неразработанность методологии внедрения искусственного интеллекта в образование, отсутствие соответствующих научных исследований; проблема представления знаний для информационных систем.

Выводы. Указывается, что выделенные барьеры не мифы, они действительно препятствуют внедрению технологий искусственного интеллекта в образование. Пренебрежение этими проблемами замедляет инновационные процессы в образовании. Изучение объективности барьеров внедрения искусственного интеллекта в образование помогает наметить пути их преодоления. Рассмотрены разработанные автоматизированные информационные системы как предпосылки внедрения искусственного интеллекта в систему образования Иркутской области.

Ключевые слова: искусственный интеллект, барьеры внедрения искусственного интеллекта, искусственный интеллект в образовании, нейросети в образовании, цифровизация образования, специалист будущего

Для цитирования: Казарина В. В. Барьеры внедрения искусственного интеллекта в образование: мифы и реальность // Педагогический ИМИДЖ. 2021. Т. 15. № 4 (53). С. 382–397. DOI: 10.32343/2409-5052-2021-15-4-382-397

https://doi.org/10.32343/2409-5052-2021-15-4-382-397

УДК: 371.3+004.8

Дата поступления в редакцию: 02.06.2021

Список литературы:

1. Национальная стратегия развития искусственного интеллекта на период до 2030 года [Электронный ресурс] : утверждена Указом Президента Российской Федерации от 10 октября 2019 г. № 490. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/72738946/#1000 (дата обращения: 17.02.2021).

2. Уваров А. Ю., Гейбл Э., Дворецкая И. В., Заславский И. М., Карлов И. А., Мерцалова Т. А., Сергоманов П. А., Фрумин И. Д. Трудности и перспективы цифровой трансформации образования: монография / под ред. А. Ю. Уварова, И. Д. Фрумина. М. : Издат. дом Высшей школы экономики, 2019. 344 с.

3. Боровская Е. В., Давыдова Н. А. Основы искусственного интеллекта [Электронный ресурс] : учебное пособие ; 4-е изд. М. : Лаборатория знаний, 2020. 130 с. URL: https://www.rulit.me/data/programs/resources/pdf/Osnovy-iskusstvennogo-intellekta_ RuLit_Me_643478.pdf (дата обращения: 10.05.2021).

4. Шмидт Э., Розенберг Д., Игл А. Как работает Google [Электронный ресурс]. М. : Эксмо, 2015. 410 c. URL: https://summary.romansergeev.com/kak-rabotaet-google/ (дата обращения: 22.03.2021).

5. 10 качеств, которые нужны специалисту будущего [Электронный ресурс] // Академия профессий будущего : сайт. URL: https://academyua.com/stati/28-10-kachestvkotorye-nuzhny-spetsialistu-budushchego (дата обращения: 11.05.2021).

6. Гадание на датасетах. Может ли машинное обучение предсказать своё будущее? [Электронный ресурс] : сайт. N+1. 24 февраля 2021. URL: https://nplus1.ru/ material/2021/02/24/machine-learning-future (дата обращения: 09.03.2021).

7. Глобальный индекс конкурентоспособности талантов. Global Talent Competitiveness Index [Электронный ресурс] : сайт. INSEAD. URL: https://www.insead. edu/news/2017-global-talent-competitiveness-index-davos (дата обращения: 10.04.2021).

8. Новости, обзоры и данные по наиболее важным вопросам. [Электронный ресурс] : сайт. Всемирный экономический форум. URL: https://www.weforum.org/focus (дата обращения: 07.03.2021).

9. Бутенко В., Полунин К., Котов И., Сычева Е., Степаненко А., Занина Е., Ломп С., Руденко В., Топольская Е. Россия 2025: от кадров к талантам. [Электронный ресурс] // The Boston Consulting Group. Аналитический доклад. 2017. 70 с. URL: https://d-russia. ru/wp-content/uploads/2017/11/Skills_Outline_web_tcm26-175469.pdf (дата обращения: 17.05.2021).

10. Уваров А. Ю. Образование в мире цифровых технологий: на пути к цифровой трансформации. М. : Изд. дом ГУ ВШЭ 2018. 168 с.

11. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс] : утв. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года No 1897. URL: https://fgos.ru/fgos/ fgos-ooo/ (дата обращения: 22.03.2021).

12. Барьеры в развитии цифровой экономики в субъектах Российской Федерации [Электронный ресурс] : аналитический доклад. Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации, ноябрь 2019 г. URL: https://ac.gov.ru/files/ publication/a/25838.pdf. (дата обращения: 14.03.2021).

13. Бостром Н. Искусственный интеллект. Этапы. Угрозы. Стратегии / пер. с англ. С. Филина. М. : Манн, Иванов и Фербер, 2016. 490 с.

14. Хант Э. Искусственный интеллект. М. : Мир, 1978. 558 с.

15. Искусственный интеллект : справочник. В 3 кн. / под ред. Э. В. Попова и Д. А. Поспелова. М. : Радио и связь, 1990.

16. AI Handbook. Справочник «Интеллектуальные системы и искусственный интеллект» [Электронный ресурс] : сайт. URL: http://aihandbook.intsys.org.ru/index.php/ resources-links/links-workshops (дата обращения: 12.07.2021).

17. Волкова В. Н., Васильев А. Ю., Ефремов А. А., Юрьев В. Н. Классификация информационных технологий [Электронный ресурс] // Открытое образование. 2015. № 5 (112):16-24. URL: https://openedu.rea.ru/jour/article/view/51 (дата обращения: 17.05.2021). DOI: https://doi.org/10.21686/1818-4243-2015-5(112-16-24).

18. Аникина О. В., Гущина О. М., Панюкова Е. В., Рогова Н. Н. Табличная реализация искусственной нейронной сети радиальных базисных функций для классификации образцов [Электронный ресурс] // Современные информационные технологии и IT-образование. 2018. Т. 14. № 2. С. 437–445 // https://cyberleninka.ru/article/n/ tablichnaya-realizatsiya-iskusstvennoy-neyronnoy-seti-radialnyh-bazisnyh-funktsiydlya-klassifikatsii-obraztsov/viewer (дата обращения: 15.02.2021). DOI: 10.25559/ SITITO.14.201802.436-445.

19. Матвеева Н. А., Мартынович Л. Я., Лазоренко Ю. В. Использование радиально-базисных нейронных сетей для классификации сигналов // Современные технологии. 2015. № 1 (96). С. 68–77. URL: http://nbuv.gov.ua/UJRN/st_2015_1_12 (дата обращения: 17.01.2021).

20. Зайцев Е. С. Применение нейронных сетей для автоматизации технологиче- ских процессов в прокатном производстве [Электронный ресурс] // ВIСНИК ПРИ- АЗОВСЬКОГО ДЕРЖАВНОГО ТЕХНIЧНОГО УHIВЕРСИТЕТУ. 2000 р. Вип. № 10. 244–246. URL.: https://cyberleninka.ru/article/n/primenenie-neyronnyh-setey-dlyaavtomatizatsii-tehnologicheskih-protsessov-v-prokatnom-proizvodstve/viewer (дата обра- щения 07.03.2021).

21. Зайцев В. С., Золотько Ю. С. К вопросу применения искусственных нейронных сетей для автоматизации технологических процессов и производств [Электронный ресурс] // ВIСНИК ПРИАЗОВСЬКОГО ДЕРЖАВНОГО ТЕХНIЧНОГО УHIВЕРСИТЕТУ. 2005 р. Вип. № 15-1. 1–6. URL.: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-primeneniya- iskusstvennyh-neyronnyh-setey-dlya-avtomatizatsii-tehnologicheskih-protsessov-i- proizvodstv/viewer (дата обращения 07.03.2021).

22. Игнатенков А. В., Ольшанский А. М. Применение искусственной нейронной сети для построения расписаний процессов на примере графика движения поездов // Современные информационные технологии и ИТ-образование. 2015. Т. 11. № 2. С. 50–55. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26167466 (дата обращения: 24.01.2021).

23. Кипяткова И. С., Карпов А. А. Разновидности глубоких искусственных нейронных сетей для систем распознавания речи [Электронный ресурс] // Труды СПИИРАН. 2016. №  6(49). C. 80–103. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=27657124 (дата обращения: 17.01.2021).

24. Рыжков А. П., Катков О. Н., Морозов С. В. Нейросетевые технологии при решении задач разграничения доступа // Вопросы кибербезопасности. 2016. № 3(16). C. 69–76. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26273593 (дата обращения: 12.02.2021).

25. Архангельский В. И., Богаенко И. Н., Грабовский Г. Г., Рюмшин Н. А. Нейронные сети в системах автоматизации. Киев : Техника, 1999. 363 с.

26. Терехов С. А. Лекции по теории и приложениям искусственных нейронных сетей [Электронный ресурс]. URL: https://textarchive.ru/c-1359983-pall.html (дата обращения: 17.01.2021).

27. Терехов В. А. Искусственные нейронные сети [Электронный ресурс]. : электронное пособие. 52 с. URL: https://elar.rsvpu.ru/bitstream/123456789/29383/1/ RSVPU_2019_312.pdf (дата обращения: 12.02.2021).

28. Glazkova A.V. Automatic document classification on the basis of text audience age groups in e-learning systems [Электронный ресурс] // Современные информационные технологии и ИТ-образование. 2016. Т. 12. № 3-2. Pp. 50–54. URL: https://elibrary.ru/ item.asp?id=27705954 (дата обращения: 12.02.2021).

29. Басалин П. Д., Кумагина Е. А., Неймарк Е. А., Тимофеев А. Е., Фомина И. А., Чернышова Н. Н. ИТ-образование с применением интеллектуальной обучающей среды // Современные информационные технологии и ИТ-образование. 2017. Т. 13. № 4. С. 105–111. DOI: 10.25559/SITITO.2017.4.384.

30. Онлайн-обучение: создаём сильные тексты. Сессия 30 [Электронный ресурс] // СБЕРБАНК. Корпоративный университет. EduTech No 7 (30). 2019. СберУниверситет (sberbank-university.ru). URL: https://sberuniversity.ru/edutech-club/events/ceminar-edutech-sessiya-30/(дата обращения: 15.04.2021).

31. Савицкая З. С. Big Data: Новая траектория образования [Электронный ресурс] // : блог. Корпорация «Российский учебник». URL: https://rosuchebnik.ru/blog/ big-data-tehnologii-v-obrazovanii/ (дата обращения: 17.01.2021).

32. Галушкин А. И. Теория нейронных сетей. М. : Издательское предприятие редакции журнала «Радиотехника», 2000. 416 с. 

 

Скачать статью в формате pdf

Восприятие классической музыки как педагогическая проблема

Автор(ы):

Наталья Витальевна Аникьева, старший преподаватель кафедры социально-гуманитарных дисциплин, https://orcid.org/0000-0003-3762-0142, Институт развития образования Иркутской области

664007, Россия, г. Иркутск, ул. Красноказачья, 10 а, тел.: +7 (3952) 500904, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация. Введение. В статье исследуется проблема восприятия подростками камерной и симфонической музыки, рассматриваются педагогические технологии и методы активизации процесса восприятия как основного вида деятельности на уроках музыки.

Цель: выявить факторы, отрицательно влияющие на процесс восприятия подростками камерной и симфонической музыки, определить эффективные технологии и методы, направленные на их нейтрализацию.

Материалы и методы. Объектом проведённого исследования стали факторы, отрицательно влияющие на восприятие музыки в учебном процессе. В качестве эффективного инструментария рассматривались технологии и методы, способствующие развитию интереса и активизации процесса восприятия классической музыки подростками. Исследование проводилось на базе школ г. Иркутска. В ходе проведённого исследования использовались следующие методы: анализ методической литературы, педагогическое наблюдение, эксперимент.

Результаты исследования. Промежуточные результаты эксперимента показали эффективность применения технологии и методов, активизирующих процесс восприятия камерной и симфонической музыки подростками. Отмечена положительная динамика развития восприятия, повышение мотивации к учебному процессу. Частично нейтрализованы факторы, негативно влияющие на процесс восприятия классической музыки.

Заключение. Предложенные автором в статье технология и методы могут быть использованы в учебном процессе как наиболее эффективные, способствующие формированию устойчивого интереса к классической музыке подростков. Представленные результаты могут быть использованы учителями музыки и педагогами дополнительного образования с целью эффективного применения в учебном процессе.

Ключевые слова: восприятие, камерная, симфоническая музыка, классическая музыка, музыкально-творческая деятельность, музыкальное произведение, методы, слушатель

Для цитирования: Аникьева Н. В. Восприятие классической музыки как педагогическая проблема // Педагогический ИМИДЖ. 2021. Т. 15. № 4 (53). С. 398-407. DOI: 10.32343/2409-5052-2021-15-4-398-407

https://doi.org/10.32343/2409-5052-2021-15-4-398-407

УДК: 372.878

Дата поступления в редакцию: 18.10.2021

Список литературы:

1. Апраксина О. А., Методика развития музыкального восприятия : Учеб. пособие. М. : МГПИ, 1985 (1986). 60 с.

2. Медушевский В. В., Двойственность музыкальной формы и восприятие музыки [Электронный ресурс] // Открытый текст. 12 августа, 2019. URL: http://opentextnn.ru/ music/vosprijatie-muzyki/medushevskij-v-a-dvojstvennost-muzykalnoj-formy-i-vosprijatie-muzyki/ (дата обращения: 21.07.2021).

3. Белобородова В. К., Ригина Г. С., Алиев Ю. Б. Музыкальное восприятие школьников : сб. статей. М. : Педагогика, 1975. 160 с.

4. Кабалевский Д. Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы [Электронный ресурс] / Педагогические размышления. М., 1987. URL: https://roerich-lib.ru/index.php/kabalevskij/6679-pedagogicheskierazmyshleniya (дата обращения: 21.07.2021).

5. Как реализовать модульный принцип музыкального образования в школе [Электронный ресурс] : вебинар. 27 ноября 2019. Корпорация «Российский учебник». URL:https://www.youtube.com/watch?v=yx_dbL5XZQQ&t=1570s (дата обращения: 25.07.2021).

6. Сергеева Г. П. Актуальные проблемы преподавания музыки в образовательных учреждениях : учебное пособие. М. : Пед. акад., 2010. 171 с.

7. Хачатрян А. А. Активное восприятие учащимися музыкальных произведений на уроках музыки // Вестник науки и образования. № 1(104). Ч. 1. 2021. С. 72–75.

8. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта

основного общего образования [Электронный ресурс] : Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021. № 287. http://publication.pravo.gov.ru/ Document/View/0001202107050027 (дата обращения: 23.09.2021).

9. Назайкинский Е. В. О психологии музыкального восприятия. М. : Музыка, 1972. 383 с.

10. Мельникова Е. Л. Технология проблемного диалога: методы, формы, средства обучения // Образовательные технологии : сб. материалов. М. : Баласс, 2008. 160 с.

11. Сергеева Г. П., Критская Е. Д., Программа «Музыка. 5–7 классы» / сборник рабочих программ. Музыка. Искусство. М. : Просвещение, 2016. 126 с.

12. Асафьев Б. В. Музыкальная форма как процесс. Кн. 1, 2. Л. : Музыка, 1971. 376 с.

13. Музыкальное образование в школе: учеб. пособие / Л. В. Школяр, В. А. Школяр, Е. Д. Критская и др.; под ред. Л. В. Школяр. М. : Академия, 2001. 232 с.

14. Маслова Л. П. Педагогика искусства: теория и практика. Новосибирск : Изд-во НИПКиПРО 1997. 136 с.

 

Скачать статью в формате pdf

Обучение детей-инофонов русскому языку в школах Томской области: итоги мониторинга

Автор(ы):

Ольга Владимировна Горских, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры философии и социологии, https://orcid.org/0000-0001-8360-2979, Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники

634050, Россия, г. Томск, пр. Ленина, 40, тел.: +7 (3822) 510530, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация. Введение. В статье представлены аналитические данные мониторинга по обучению школьников-инофонов. Мониторинг проводился в целях эффективной реализации проекта по адаптации детей-инофонов и их родителей, создания единой этнообразовательной среды в Томской области.

Основные методы исследования: метод обработки данных (обобщение, системати- зация полученного материала); эмпирический метод (анкетирование и статистическая обработка результатов исследования).

Практическая значимость результатов мониторинга заключается в разработке рекомендаций по корректировке образовательных программ с учётом обучения детей-инофонов, в том числе в разноуровневом поликультурном коллективе; разработке методических рекомендаций по адаптации детей-инофонов и их родителей в образовательном пространстве школы и региона в целом.

Ключевые слова: дети-инофоны, поликультурная образовательная среда, обучение русскому языку инофонов, региональный мониторинг

Для цитирования: Горских О. В. Обучение детей-инофонов русскому языку в школах Томской области: итоги мониторинга // Педагогический ИМИДЖ. 2021. Т. 15. № 4 (53). С. 371–381. DOI: 10.32343/2409-5052-2021-15-4-371-381

https://doi.org/10.32343/2409-5052-2021-15-4-371-381

УДК: 372.881.161.1+81.246.2

Дата поступления в редакцию: 09.11.2021

Список литературы:

1. Хамраева Е. А. Русский, родной и иностранный языки в образовательном пространстве ребенка-билингва в России // Динамика языковых и культурных процессов в современной России. 2016. № 5. С. 2128–2133.

2. Feng L., Gai Yu., Chen X. Family learning environment and early literacy: A comparison of bilingual and monolingual children // Economics of Education Review. 2014. Vol. 39. Pp. 110–130. DOI: https://doi.org/10.1016/j.econedurev.2013.12.005

3. Борисенко И. В. Русский язык как неродной в русскоязычной начальной школе // Ярославский педагогический вестник. 2013. Т. 2. № 4. С. 121–126.

4. Горских О. В. Образовательный потенциал национально-культурных автономий: к вопросу о формировании национальной картины мира учащейся молодежи (на примере Томской области) // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна. Серия 3: Экономические, гуманитарные и общественные науки. 2018. № 2. С. 127–131.

5. Солдатова Г. У., Шайгерова Л. А., Шарова О. Д. Жить в мире с собой и другими: тренинг толерантности для подростков ; 2-е изд. М. : Генезис, 2001. 112 с.

6. Дробижева Л. М. Общероссийская идентичность и уровень межнационального согласия как отражение вектора консолидационных процессов // Социологические исследования. 2017. № 1 (393). С. 26–36.

7. Касенова Н. Н., Мусатова О. В., Джурабаева Г. К. Кергилова Н. В., Орлова Р. А., Подзорова С. В., Ушакова Е. В. Работа с детьми мигрантов в образовательных органи- зациях [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие. Новосибирск : Изд-во НГПУ, 2020. 198 с. URL: https://minregion.nso.ru/sites/minregionnew.nso.ru/wodby_files/ files/page_6627/uchebnoe_posobie.pdf (дата обращения: 08.11.2021).

8. Боровикова М. В., Лазутина Е. А. Формирование коммуникативной и социокультурной компетенций учащихся на примере интегрированного урока (из опыта работы) // Вестник педагогических инноваций. 2015. № 1(37). С. 5–14.

9. Данг Тхи Ким Лиен Особенности социально-педагогического сопровождения детей-мигрантов // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2009. № 105. С. 79–82.

10 DeJesus J. M., Hwang H. G., Dautel J. B., Kinzler K. D. Bilingual children’s social preferences hinge on accent // Journal of Experimental Child Psychology. 2017. Vol. 164 (3). Pp. 178–191. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jecp.2017.07.005

 

Скачать статью в формате pdf