Статьи журналов

Ценностные ориентации студенческой молодёжи как фактор психологической безопасности в условиях информационной среды

Автор(ы):

Александр Юрьевич Воронин, ассистент кафедры возрастной и педагогической психологии, https://orcid.org/0000-0003-1918-1449, Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова

670000, Россия, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а, тел.: +7 (924) 3530428, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация. Введение. В статье рассматривается проблема влияния современных средств массовой коммуникации на молодёжную аудиторию, анализируются основные негативные последствия такого влияния. Цель данного исследования: изучение ценностных ориентаций студенческой молодёжи как фактора психологической безопасности в условиях информационной среды.

Материалы и методы. Эмпирическое исследование проводилось с помощью количе- ственных и качественных методик. В исследовании использовались следующие методики: анкетный опрос, методика Ш. Шварца, метод неоконченных предложений. Статистическая обработка полученных данных осуществлялась с помощью метода Углового преобразования Фишера – критерий φ*.

Результаты исследования. В ходе исследования были выявлены два основных типа мотивации обращения представителей студенческой молодёжи к средствам массовой информации. Участники исследования была разделены на две группы, исходя из преобладания того или иного типа мотивации. Изучены ценностные ориентации представителей двух групп. Выявлена определённая разница в стратегиях преодоления психологического дискомфорта у участников исследования с различной мотивацией обращения к средствам массовой информации и различными ценностными ориентациями.

Заключение. Полученные в настоящем исследовании данные позволяют по-новому подойти к проблеме изучения ценностных ориентаций как фактора информационно-психологической безопасности личности.

Ключевые слова: информационно-психологическая безопасность, ценностные ориентации личности, студенческая молодёжь, средства массовой информации, информационное общество, Интернет, телевидение, радио

Для цитирования: Воронин А. Ю. Ценностные ориентации студенческой молодёжи как фактор психологической безопасности в условиях информационной среды // Педагогический ИМИДЖ. 2021. Т. 15. № 4 (53). С. 522–535. DOI: 10.32343/2409-5052-2021-15-4-522-535

https://doi.org/10.32343/2409-5052-2021-15-4-522-535

УДК: 377+351.74:94(571.53)

Дата поступления в редакцию: 20.10.2021

Список литературы:

1. Аносов В. Д., Лепский В. Е. Исходные посылки проблематики информационно-психологической безопасности / Проблемы информационно-психологической безопасности / под ред. А. В. Брушлинского и В. Е. Лепского. М. : Ин-т психологии РАН, 1996. С. 7–11.

2. Грачёв Г. В. Информационно-психологическая безопасность личности: состояние и возможности психологической защиты. М. : Изд-во РАГС, 1998. 125 с.

3. Грачёв Г. В., Мельник И. К. Манипулирование личностью. Организация, способы и технологии информационно-психологического воздействия. М., 2002. 288 с.

4. Информационно-психологическая и когнитивная безопасность : коллективная монография / под ред. И. Ф. Кефели, Р. М. Юсупова. Санкт-Петербург : Петрополис, 2017. 298 с.

5. Карандашев В. Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и метод. руков. / В. Н. Карандашев. СПб. : Речь , 2004. 70 с.

6. Карицкий И. Н. Эпоха тотального господства СМИ: воспитание и саморазвитие – манипуляция и потребление? // Человек как субъект и объект медиапсихологии. М. : МГУ им. М. В. Ломоносова / Ин-т человека; изд-во Моск. ун-та, 2011. С. 595–610.

7. Костюк А. В., Примакин А. И. Информационно-психологическая безопасность личности: проблемы и подходы // Вестник Санкт-Петербургского Университета МВД России. 2018. № 3 (79). С. 227–230.

8. Крайнюков С. В. Влияние современных информационных технологий на картину мира человека // Социальная психология и общество. 2019. Т. 10. № 4. С. 23–41. doi:10.17759/sps.2019100403

9. Лепский В. Е. Информационно-психологическая безопасность субъекта в изменяющемся обществе // Индивидуальный и групповой субъекты в изменяющемся общества : сб. тезисов конференции. М. : Ин-т психологии РАН, 1999. С. 98–99.

10. Матвеева Л. В. Актуальные проблемы медиапсихологии // Человек как субъект и объект медиапсихологии. М. : МГУ им. М. В. Ломоносова / Ин-т человека; изд-во Моск. ун-та, 2011. С. 151–169.

11. Миронов В. В. Поп-культура как продукт глобального информационного пространства // Человек как субъект и объект медиапсихологии. М. : МГУ имени М. В. Ломоносова / Ин-т человека; изд-во Моск. ун-та, 2011. С. 216–230.

12. Пронина Е. Е. Категории медиапсихологии // Проблемы медиапсихологии. М. : РИП-Холдинг, 2002. 160 с.

13. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб. : Питер, 2010. 713 с.

14. Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии. СПб. : Речь, 2004. 350 с.

15. Титов К. В. Вопросы информационно-психологической безопасности личности [Электронный ресурс]. URL: http://www.psycademy.ru/pages/379 (дата обращения: 05.07.2021).

16. Фёдорова О. Н. Информационно-психологическая безопасность личности в информационном обществе // Вестник Дальневосточного государственного технического университета. 2011. № 2 (7). С. 21–34 [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka. ru/article/n/informatsionno-psihologicheskaya-bezopasnost-lichnosti-v-informatsionnom- obschestve-1 (дата обращения: 04.07.2021).

17. Giles D. Media psychology. London : L.E.A. Publishers, 2003. 337 p.

18. Giles, D.C., Maltby, J. The role of media figures in adolescent development: Relations between autonomy, attachment, and interest in celebrities // Personality and Individual Differences. 2004 Vol. 36 (4). Pp. 813–822.

 

Скачать статью в формате pdf

Подходы к оценке профессионализма и уровня компетенций педагогов общего образования через анализ результатов обучения: опыт Tомской области

Автор(ы):

Дарья Андреевна Мозгова, младший научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории педагогических измерений и качества образования, Парк инновационных образовательных практик Института развития педагогического образования, https://orcid.org/0000-0001-6051-7667, Томский государственный педагогический университет

634061, Россия, г. Томск, ул. Киевская, 60

Эксперт отдела информационно-аналитической работы, Томский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования

634034, Россия, г. Томск, ул. Пирогова, 10, тел.: +7 (3822) 902072, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Оксана Михайловна Замятина, кандидат технических наук, доцент, старший научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории педагогических измерений и качества образования, https://orcid.org/0000-0003-2084-5396, Парк инновационных образовательных практик Института развития педагогического образования, Томский государственный педагогический университет

634061, Россия, г. Томск, ул. Киевская, 60

Ректор, Томский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования

634034, Россия, г. Томск, ул. Пирогова, 10, тел.: +7 (3822) 557989, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Наталия Альбертовна Семенова, кандидат педагогических наук, доцент, научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории педагогических измерений и качества образования, https://orcid.org/0000-0002-1535-1618, Парк инновационных образовательных практик Института развития педагогического образования, директор института развития педагогического образования, Томский государственный педагогический университет

634061, Россия, г. Томск, ул. Киевская, 60, тел.: +7 (3822) 311456, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация. Рассмотрены определения понятий «школы с низкими образовательными результатами», «резильентные школы», «школы, функционирующие в неблагоприятных социальных условиях». Проанализированы результаты применения региональной «Оценки системы образования по модели PISA 2019» в Томской области в разрезе школ с низкими образовательными результатами, резильентных школ, школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях. Обоснована возможность оценки профессиональных компетенций педагога через анализ образовательных результатов его учеников и предложены подходы к решению данной проблемы.

Ключевые слова: качество образования, профессионализм педагога, школы с низкими результатами, резильентные школы, PISA, школы, функционирующие в неблагоприятных социальных условиях

Для цитирования: Мозгова Д. А., Замятина О. М., Семенова Н. А. Подходы к оценке профессионализма и уровня компетенций педагогов общего образования через анализ результатов обучения: опыт Tомской области // Педагогический ИМИДЖ. 2021. Т. 15. № 4 (53). С. 512-521. DOI: 10.32343/2409-5052-2021-15-4-512-521

https://doi.org/10.32343/2409-5052-2021-15-4-512-521

УДК: 373:371.136

Дата поступления в редакцию: 26.10.2021

Список литературы:

1. Национальный проект «Образование» [Электронный ресурс] : Паспорт национального проекта, протокол от 24.12.2018 г. № 16. Утверждён Президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам. URL: https://edu.gov.ru/national-project/ (дата обращения: 15.08.2021).

2. Методика оказания адресной методической помощи общеобразовательным организациям, имеющим низкие образовательные результаты обучающихся [Элек- тронный ресурс] : официальный сайт. М. : ФИОКО. 45 с. URL: https://fioco.ru/Media/ Default/Documents/ШНОР/Методрекомендации%20по%20ШНОР.pdf (дата обращения: 30.09.2021).

3. Об утверждении методики выявления общеобразовательных организаций, имеющих низкие образовательные результаты обучающихся, на основе комплексного анализа данных об образовательных организациях, в том числе данных о качестве образования [Электронный ресурс] : Приказ от 19 августа 2020 г. № 847 Федеральной службы по надзору в сфере образования (Рособрнадзор).

4. Об утверждении Методологии и критериев оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс] : Приказ Министерства просвещения Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 6 мая 2019 г. № 590/219. URL: https://base.garant.ru/72252100/ (дата обращения: 02.09.2021).

5. Ковалёва Г. С., Красновский Э. А., Красноутская Л. П., Краснянская К. А. Результаты международного сравнительного исследования PISA в России // Вопросы образования. 2004. № 1. С. 114–156.

6. Антонова Л. Н., Астафьева Е. Н., Богачева Г. В. и др. Теория и практика поддержки школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях: монография / под редакцией Г. Б. Корнетова, А. И. Салова. М. : АСОУ, 2017. 216 с.

7. Шубникова Е.Г. Теоретические подходы к изучению структурных компонентов жизнеспособности личности как основы профилактики зависимого поведения // Российский гуманитарный журнал. 2013. Т. 2. № 1. С. 14–20.

8. Пинская М. А., Хавенсон Т. Е., Косарецкий С. Г., Звягинцев Р. С., Михайлова А. М., Чиркина Т. А. Поверх барьеров: исследуем резильентные школы // Вопросы образования. 2018. № 2. С. 198–227.

9. Анализ резильентности российских школ Федеральный институт оценки качества образования [Электронный ресурс] : официальный сайт. М. : ФИОКО. 35 с. URL: https://fioco.ru/Media/Default/Documents/ШНОР/Анализ%20резильентности%20 российских%20школ.pdf (дата обращения: 27.09.2021).

10. Поздеева С. И. Разработка концепции открытого профессионализма педагога как исследовательская задача // Вестник Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2016. Вып. 1 (166). С. 88–90.

 

Скачать статью в формате pdf

Становление профессионального образования сотрудников милиции в 20-е годы ХХ века в Восточной Сибири

Автор(ы):

Алексей Александрович Кузнецов, кандидат исторических наук, доцент, заместитель начальника кафедры философии и социально-гуманитарных дисциплин, https://orcid.org/0000-0002-6851-2665, Восточно-Сибирский институт МВД России

664046, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 110, тел.: +7 (3952) 410989, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.  

Аннотация. Введение. В статье освещаются проблемы становления профессионального образования сотрудников милиции в послереволюционной Восточной Сибири в 20-е годы ХХ в. На основании архивных документов рассмотрены формы и методы профессионального обучения молодых сотрудников рабоче-крестьянской милиции, основными из которых были школьное обучение резерва и практическая подготовка сотрудников во внеслужебное и рабочее время. Уделено внимание проблемам, которые препятствовали профессиональной подготовке сотрудников и, в конечном счёте, не позволили создать в то время единую стройную систему кадровой подготовки милиционеров. Цель исследования: изучение вопроса создания системы подготовки милицейских кадров в 20-е годы ХХ века, освещение деятельности главного административного отдела по организации профессиональной подготовки сотрудников милиции для Восточно-Сибирского региона в сложное для страны время и проблем, которые при этом возникали.

Материалы и методы. Использованы методы синтеза, сравнительного анализа исторических источников, историко-системный метод, принцип историзма.

Результаты исследования. Исследована деятельность милиции Восточной Сибири по профессиональной подготовке сотрудников-правоохранителей. В послевоенное время в Восточной Сибири сложилась ситуация нехватки кадров для милиции, так как царская полиция была разгромлена, а классовый подход к подбору кадров привёл к тому, что милиционеры из рабочих и крестьян часто были малограмотны или безграмотны. Поэтому возникла необходимость в создании системы профессиональной подготовки милиционеров. Были предприняты попытки создания этой системы; в 1920-е годы они не были успешны. Однако в результате этой деятельности была сформирована основа для создания такой системы в дальнейшем.

Ключевые слова: сибирская милиция, история милиции, рабоче-крестьянская милиция, профессиональное образование, история профессиональной милицейской подготовки, Восточная Сибирь, Иркутск, Иркутская губерния, 20-е годы, революция, преступность, бандитизм

Для цитирования: Кузнецов А. А. Становление профессионального образования сотрудников милиции в 20-е годы ХХ века в Восточной Сибири // Педагогический ИМИДЖ. 2021. Т. 15. № 4 (53). С. 488-499. DOI: 10.32343/2409-5052-2021-15-4-488-499

https://doi.org/10.32343/2409-5052-2021-15-4-488-499

УДК: 377+351.74: 94(571.53)

Дата поступления в редакцию: 19.10.2021

Список литературы:

1. Карнович С. А., Кузнецов А. А., Синиченко В. В. Становление милицейского об- разования в Восточной Сибири в 20-х годах ХХ века //Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. 2015. Вып. № 1 (72). С. 65–76.

2. Санников А. П. Бандитизм в Иркутской губернии в 1920-е годы // Силовые структуры России: сборник научных статей. Иркутск : ВСИ МВД РФ, 2007. С. 191–195.

3. Государственный архив Иркутской области (ГАИО), Ф. Р-145. Оп. 1. Ед. хр. 844.

4. ГАИО. Ф. Р-145. Оп.1. Ед. хр. 842.

5. Государственный архив новейшей истории Иркутской области (ГАНИИО). Ф. 1. Оп. 1. Дело № 537. Приказ № 51 по милиции Сибири.

6. Синиченко В. В., Карнович С. А., Кузнецов А. А. Система профессионального образования советской милиции в Восточной Сибири в 20-гг. ХХ в. // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. 2016. Вып. № 3 (78). С. 53–62.

7. ГАИО. Ф. Р-145, Оп. 1. Ед.хр. 844, Л. 107, 126 об. Акт о состоянии Иркутского ГАО.

8. Кожевина М. А. Милицейское образование в советской России: организация и правовое регулирование (1918-1991 гг.): автореф. … дис. д-ра юрид. наук: 12.00.01. М., 2005. 55 с.

9. ГАИО. Ф. Р-145. Оп. 1. Ед. хр. 844. Л. 107. 126 об. Акт о состоянии Иркутского ГАО.

10. ГАИО. Ф. Р-727. Оп. 1. Ед. хр. 43. Л. 18. 22-25. Циркуляр АО по организации занятий с милиционерами № 12245.

11. ГАИО. Ф. Р-169. Оп 1. Дело № 537. Приказ № 125 по ГАО.

 

Скачать статью в формате pdf

Формирование института профессиональных объединений специалистов дошкольной сферы в процессе трансформации моделей обучения педагогов

Автор(ы):

Наталья Юрьевна Майданкина, кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры дошкольного, начального образования и методик преподавания общеобразовательных дисциплин, https://orcid.org/0000-0001-5783-3837, Ульяновский государственный педагогический университет им. И. Н. Ульянова

432700, Россия, Ульяновск, площадь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина, 4, тел.: +7 (8442) 323989, maidankina @ mail.ru

Аннотация. В статье автор раскрывает особенности модели обучения педагога в условиях трансформации системы повышения квалификации с учётом законодательной базы и образовательного пространства региона. Рассматривает специфику подхода в конструировании образовательного пространства на основе формирования и развития института профессиональных объединений и механизма «best to peer» модели обучения специалистов дошкольной сферы в системе повышения квалификации с целью повышения методической помощи и поддержки профессиональной деятельности.

Материалы и методы. На основе сравнительного подхода автор кратко представляет характеристику моделей обучения педагога в системе повышения квалификации, уточняет социально-демографический и педагогический портреты специалиста дошкольной сферы в регионе. В рамках реализации закона «О статусе педагогических работников, осуществляющих педагогическую деятельность на территории Улья- новской области» рассматривает подход к формированию и развитию института профессиональных объединений специалистов дошкольной сферы с учётом специфики региона.

Результаты исследования. В процессе трансформации моделей обучения педагога в системе повышения квалификации разработан подход, суть которого в конструировании многоуровневого образовательного пространства на основе формирования и развития института профессиональных объединений специалистов дошкольной сферы с учётом законодательной базы и специфики региона, а также механизм «best to peer» (лучший – равному), характеризующийся вариативностью и гибкостью содержания, форм и методов обучения и взаимодействия педагогов на курсах повышения квалификации и в рамках методической деятельности вне формальных сроков обучения с использованием цифровых платформ.

Заключение. В процессе трансформации моделей обучения педагога в системе повышения квалификации представлен подход и механизм «best to peer» на основе формирования и развития института профессиональных объединений специалистов дошкольной сферы с учётом законодательной базы и специфики образовательного пространства региона с целью повышения уровня методической помощи и оказания поддержки педагогу в построении индивидуальной профессиональной траектории для достижения качества образовательной деятельности.

Ключевые слова: трансформация, система дополнительного профессионального образования, модель обучения педагога, система повышения квалификации, подход, механизм, методическая поддержка и помощь, институт профессиональных объединений, специалист дошкольной сферы

Для цитирования: Майданкина Н. Ю. Формирование института профессиональных объединений специалистов дошкольной сферы в процессе трансформации моделей обучения педагогов // Педагогический ИМИДЖ. 2021. Т. 15. № 4 (53). С. 500–511. DOI: 10.32343/2409-5052-2021-15-4-500-511

https://doi.org/10.32343/2409-5052-2021-15-4-500-511

УДК: 373:371.14

Дата поступления в редакцию: 07.08.2021

Список литературы:

1. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года [Электронный ресурс] : Указ Президента Российской Федерации 07.05.2018 № 204. URL: http://docs.cntd.ru/document/557309575/ (дата обращения: 24.07.2021).

2. Об образовании в Российской Федерации Федеральный [Электронный ресурс] : Закон РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/70412244/ (дата обращения: 24.07.2021).

3. Грибанов Ю. И., Шатров А. А. Сущность, содержание и роль цифровой трансформации в развитии экономических систем // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2019. № 3-1. С. 44–48.

4. Алексеев С.В., Корякина Н.И., Рипачева, Е.А. Педагогика окружающей среды и устойчивого развития: теория и практика: монография / под ред. общ. ред. С. В. Алексеева. СПб. : Спб АППО, 2015. 230 с.

5. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» [Электронный ресурс] : Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18.10.2013 № 544н. URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_155553/ (дата обращения: 24.07.2021).

6. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155. URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-do/ (дата обращения: 24.07.2021).

7. Герасимов Г. И. Трансформация образования – социокультурный потенциал развития российского общества: автореф. дис. ... д-ра филос. наук: 09.00.11. Ростов н/Д., 2005. 58 с.

8. Басюк В. С., Ковалева Г. С. Инновационный проект Министерства просвещения «Мониторинг формирования функциональной грамотности»: основные направления и первые результаты // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. Т. 1. № 4 (61). С. 13–33.

9. Гершунский Б. С. Философия образования для XXI века. М. : Педагогическое общество России. 2002. 512 с.

10. Вершловский С. Г. От повышения квалификации к постдипломному педагогическому образованию // Андрагогика постдипломного педагогического образования: научно-методическое пособие / под ред. С. Г. Вершловского, Г. С. Сухобской. СПб. : СПбАППО, 2007. С. 6–33.

11. Привалова Г.Ф. Конкурс профессионального мастерства как средство развития творческого потенциала педагога: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. Екатеринбург, 2008. 22 с.

12. Непрерывное образование педагогов: достижения, проблемы, перспективы [Электронный ресурс] : материалы II Междунар. пед. чтений ; Минск, 5 ноября 2019 г.). Минск : АПО, 2019. 919 с.

13. Нерадовская О. Р. Использование образовательного потенциала неформального профессионального сообщества для развития профессионализма педагогов: автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08. Томск, 2018. 23 с.

14. Грушникова Е. В. Управление повышением квалификации педагогов в сетевом взаимодействии образовательных организаций: автореф. дис. ... канд. пед. наук :13.00.08. Барнаул, 2015. 22 с.

15. О статусе педагогических работников, осуществляющих педагогическую де- ятельность на территории Ульяновской области [Электронный ресурс] : Закон Ульяновской области от 25.09.2019 № 109-30. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/ View/7300201910010011 (дата обращения: 12.08.2020).

 

Скачать статью в формате pdf

К вопросу о готовности педагога к воспитанию качеств семьянина у детей дошкольного возраста

Автор(ы):

Валерия Александровна Григорьева, преподаватель кафедры методики дошкольного образования, https://orcid.org/0000-0001-6628-7006, Иркутский региональный колледж педагогического образования

664043, Россия, г. Иркутск, ул. Булавина, 10, тел.: +7 (3952) 412282, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Ольга Владимировна Удова, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики дошкольного образования, https://orcid.org/0000-0003-0422-3175, Педагогический институт, Иркутский государственный университет

664003, Россия г. Иркутск, ул. К. Маркса, 1, тел.: +7 (3952) 200739, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация. Введение. В статье рассматривается проблема недостаточной готовности педагогов к реализации задач воспитания качеств семьянина у детей дошкольного возраста в коммуникативной деятельности. Описано влияние педагога на воспитание данных качеств и авторские подходы к проблеме, рассматривающие необходимые психолого-педагогические условия. Доказана необходимость проведения работы с педагогами через организацию разных форм деятельности, способствующих повышению их готовности к воспитанию качеств семьянина у детей дошкольного возраста.

Материалы и методы. С помощью анкетирования педагогов выявлялась степень готовности педагогов дошкольной образовательной организации к воспитанию качеств семьянина у детей: представлений о воспитании качеств семьянина у детей дошкольного возраста и осознанность необходимости реализации задач данного направления воспитания (когнитивный компонент и мотивационно-ценностный). Наблюдение за совместной деятельностью педагогов с детьми и взаимодействием с родителями позволило определить, как реализуют педагоги свои возможности на практике (мотивационно-ценностный и поведенческий компоненты).

Результаты. В результате анализа полученных данных было определено, что большинство педагогов имеет низкий уровень готовности к воспитанию качеств семьянина у детей дошкольного возраста. Они не считают необходимым обращать внимание детей дошкольного возраста на семейные ценности. Поверхностно знают о качествах семьянина и могут организовать только элементарные игры для воспитания данных качеств. Педагоги, участвующие в исследовании, не осознают собственную роль в воспитании качеств семьянина у детей дошкольного возраста.

Заключение. Была определена необходимость организации работы с педагогами с целью повышения компетентности в вопросах воспитания качеств семьянина у детей дошкольного возраста. Проведённый анализ данных помог выявить, каких знаний недостаточно, с какими трудностями сталкиваются педагоги и над чем именно стоит работать. Важно заинтересовать педагогов, аргументировать актуальность проблемы воспитания качеств семьянина, обсудить формы, методы, средства, необходимые для организации воспитательного процесса по развитию качеств семьянина у детей дошкольного возраста, а также оказать методическую помощь педагогам через организацию различных форм работы, способствующих повышению степени готовности к воспитанию качеств семьянина у детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: дети дошкольного возраста, готовность педагогов, семьянин, качества семьянина, воспитание качеств семьянина, психолого-педагогические условия воспитания качеств семьянина

Для цитирования: Григорьева В. А., Удова О. В. К вопросу о готовности педагога к воспитанию качеств семьянина у детей дошкольного возраста // Педагогический ИМИДЖ. 2021. Т. 15. № 4 (53). С. 477–487. DOI: 10.32343/2409-5052-2021-15-4-477-487

https://doi.org/10.32343/2409-5052-2021-15-4-477-487

УДК: 373.2

Дата поступления в редакцию: 24.05.2021

Список литературы:

1. Пермовская О. С., Николина В. В. Этапы формирования у младших школьников личностных качеств будущего семьянина // Фундаментальные исследования. 2015. № 2 (часть 2). С. 397–400.

2. Зритнева Е. И. Воспитание будущего семьянина в современной России: автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.01. Ставрополь, 2006. 47 с.

3. Зритнева Е. И. Воспитание будущего семьянина в современных социокультурных условиях // Известия ЮФУ. Технические науки. 2006. Т. 56. № 1. С. 3–8.

4. Подласый И. П. Педагогика. М. : Владос, 2002. 576 с.

5. Макаренко А. С. Лекции о воспитании детей. М. : Учпедгиз, 1984. 104 с.

6. Бабаева Т. И., Гогоберидзе А. Г., Солнцева О. В. Детство: Комплексная образовательная программа дошкольного образования. СПб. : Детство-Пресс, 2019. 320 с.

7. Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. М. : Академия, 1999. 232 с.

8. Истоки. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. 5-е изд., испр. и доп. М. : Сфера, 2014. 161 с.

9. Козлова С. А. Мой мир: Приобщение ребенка к социальному миру. М. : Линка-Пресс, 2000. 224 с.

 

Скачать статью в формате pdf