Автор(ы):
Татьяна Екимовна Беньковская, доктор педагогических наук, профессор кафедры литературы, журналистики и методики преподавания литературы, доцент, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6438-7513, Оренбургский государственный педагогический университет
460014, Россия, г. Оренбург, ул. Советская, 19, тел.: +7 (3532) 772452, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Аннотация. Введение. Во введении обозначена цель: проследить путь становления и формирования на протяжении XVIII–XX веков такого уникального явления в российской культуре, как культ книги, выявить причины и факторы, которые определили высокий статус литературы в русском обществе, её роль в развитии национального самосознания, способствовали тому, что книга стала для российских граждан не только и не столько одним из способов проведения досуга, сколько духовной потребностью.
Материалы и методы. В исследовании были использованы такие методы, как историко-сравнительный анализ, обобщение и синтез, метод актуализации, дающий возможность сконцентрировать внимание на тех фактах, событиях, явлениях, наблюдениях, идеях и выводах, которые представляют научно-педагогическую ценность для осмысления роли книги, чтения, культуры в сознании человека современной России, литературы как учебной дисциплины в школьном образовании XXI века. Многоаспектный подход к осмыслению длительного исторического пути становления и формирования культа книги, чтения в русской культуре XVIII–XX веков позволил объективировать результаты исследования.
Результаты исследования. Проведённый нами многоаспектный анализ становления и формирования культа книги, культа чтения в русской культуре начиная с Древней Руси охватил самые разные стороны осмысления этого явления: философия; культура; литература как часть культуры и вид искусства, как выразительница общественного и национального самосознания; литература как учебный предмет в системе школьного образования; психология «читательства»; книга и её место в духовной жизни русского человека разных эпох, в том числе современного состояния российского общества; журналистика и книгоиздательская деятельность и др. Результатом исследования стал вывод о том, что феномен культа книги в русской культуре на протяжении длительного времени объясняется созданием стройной и выверенной системы формирования личности, воспитания читателя, приобщения к книге, системы, охватывающей все социальные и духовные институты: семью, школу, культуру, общество, государство.
Заключение. Проведённое исследование заострило ставшую особенно актуальной в XXI веке проблему чтения, места и роли книги в современном цифровом обществе. Очевиден тот факт, что только системный подход к решению данной проблемы, требующий объединения усилий всех обозначенных нами институтов, может дать положительные результаты, если мы не хотим потерять читателя уже в детстве.
Ключевые слова: культ книги, ментальность, духовность, национальное самосознание, нравственность, культура, литературоцентризм, система, литературное образование, воспитание читателя
Для цитирования: Беньковская Т. Е. Формирование культа книги в русской культуре XVIII–XX веков // Педагогический ИМИДЖ. 2021. № 3 (52). С. 293–304. DOI: 10.32343/2409-5052-2021-15-3-293-304
DOI: 10.32343/2409-5052-2021-15-3-293-304
УДК: 002
Статья поступила в редакцию 01.02.2021, одобрена после рецензирования 30.08.2021, принята к публикации 13.09.2021
Список источников:
1. Программы общеобразовательных учреждений. Программа литературного образования. 5–9 классы / под ред. чл.-кор. РАО, проф. В. Г. Маранцмана. М. : Просвещение, 2005. 222 с.
2. Лихачев Д. С. Раздумья. М. : Детская литература, 1991. 318 с.
3. Благой Д. Д. История русской литературы XVIII века. М. : Учпедгиз, 1955. 568 с.
4. Чаадаев П. Философические письма. М. : Азбука-классика, 2020. 224 с.
5. Хомяков А. С. Всемирная задача России / cост. и комментарии М. Панфилова / отв. ред. О. Платонов. Изд. 2-е. М. : Благословение, Институт русской цивилизации, 2011. 781 с.
6. Гуревич П. С. Философское толкование человека: монография. М., СПб. : Центр гуманитарных инициатив, 2012. 472 с.
7. Соловьев В. С. Оправдание добра / отв. ред. О. А. Платонов. М. : Институт русской цивилизации. Алгоритм, 2012. 656 с.
8. Лихачев Д. С. Письма о добром и прекрасном. М. : Прогресс, 1992. 238 с.
9. Ильин И. А. Наши задачи. Историческая судьба и будущее России. Статьи 1948–1954 годов: в 2 т., т. 1. [сост. и авт. вступ. ст. И. Н. Смирнов]. М. : Papor, 1992. 343 с.
10. Лосский Н. О. Условие абсолютного добра. М. : Политиздат, 1991. 368 с.
11. Гачев Г. Д. Ментальности народов мира. М. : Эксмо: Алгоритм. 2003. 541 с.
12. Соколов В. М. Российская ментальность и исторические пути отечества: записки социолога. М. : РАГС, 2007. 244 с.
13. Харсеева Н. В., Копенкина Ю. В. Духовность как основа российского менталитета в образовании // Aspectus. 2016. № 2 (11). С. 78–87.
14. Острогорский В. Беседы о преподавании словесности. М. : Тип. М. Г. Волчанинова, 1887. 111 с.
15. Лебедев А. М. Внеклассное чтение учащихся: систематический подробный указатель литературы. Для учителей рус. яз. на всех ступенях обучения. М. ; Петроград; Харьков : В. В. Думнов, насл. бр. Салаевых, 1918. 47 с.
16. Рубакин Н. Этюды по психологии читательства: Внеклассное чтение и его организация. Этюд второй // Русская школа. 1910. № 12. С. 148–177.
17. Беньковская Т. Е. Постановка и решение проблемы «психологии читательства» в методике преподавания литературы XIX – начала XXI века // Чтение как искусство: герменевтический аспект: коллективная монография / сост. и науч. ред. Е. О. Галицких. Киров : Радуга-ПРЕСС, 2013. С. 25–34.
18. Полякова Т. И. Санкт-Петербургская программа поддержки чтения // Чтение детей и взрослых: качество чтения: сб. статей и учебно-метод. материалы / ред.-сост. Т. Г. Браже, Т. И. Поспелова. СПб. : СПбАППО, 2009. С. 3–6.
19. Бердяев Н. А. Смысл творчества. М. : Правда, 1989. 608 с.
Скачать статью в формате pdf
Автор(ы):
Юлия Андреевна Денисова, магистр политологии кафедры политологии, истории и регионоведения исторического факультета, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3540-1678, Иркутский государственный университет
664003, Россия, г. Иркутск, ул. К. Маркса, 1, тел.: +7 (3952) 243995, e-mail: yulya.yulya1997yu@mail.ru
Раксана Юрьевна Зуляр, кандидат политических наук, доцент, доцент кафедры политологии, истории и регионоведения исторического факультета, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9320-519X, Иркутский государственный университет
664003, Россия, г. Иркутск, ул. К. Маркса, 1, тел.: +7 (3952) 243995, e-mail: raksana-m@yandex.ru
Аннотация. Введение. Важнейшим фактором развития государства является состояние и функционирование системы образования. От того, насколько система образования отвечает вызовам современного мира, зависит социальная и экономическая стабильность государства, его престиж на международной арене. В статье кратко представлено развитие вузов Иркутской области в XXI в., проанализирована региональная специфика реализации государственных программ развития высшего образования. Выявлены некоторые из проблем эффективного функционирования высшей школы в регионе, также авторами выдвинут ряд предложений по оптимизации этого процесса.
Материалы и методы. Для реализации цели авторами проработана источниковая база, представленная нормативно-правовыми актами регулирования сферы образования; сборниками статистических данных за последние годы; проведён вторичный анализ данных социологических исследований. Основу теоретического понимания темы составляют монографические и диссертационные исследования, научные статьи, затрагивающие федеральный и региональный уровни развития образовательной политики.
Результаты исследования. Выявлены некоторые из проблем эффективного функционирования высшей школы в регионе, также авторами выдвинут ряд предложений по оптимизации этого процесса.
Заключение. Высшее образование в Иркутской области имеет ряд структурных проблем, которые затрудняют развитие региональной высшей школы. Федеральные программы как инструмент преобразования системы образования не способны изменить это положение и не оказывают существенного влияния на качество высшего образования на настоящем этапе.
Ключевые слова: история образования, развитие высшего образования, региональные вузы, реформирование системы образования, образовательная политика
Для цитирования: Денисова Ю. А., Зуляр Р. Ю. Государственные программы развития высшего образования в Иркутской области на современном этапе // Педагогический ИМИДЖ. 2021. Т. 15. № 3 (52). С. 274–283. DOI: 10.32343/2409-5052-2021-15-3-274-283
DOI: 10.32343/2409-5052-2021-15-3-274-283
УДК: 378(571.53)
Статья поступила в редакцию 29.06.2021, одобрена после рецензирования 06.09.2021. принята к публикации 06.09.2021
Список источников:
1. Зуляр Ю. А. Проблемы и тренды российского высшего образования, и их иркутские интерпретации // Иркутский историко-экономический ежегодник. 2013. Иркутск : Байкальский государственный университет, 2013. С. 47–57.
2. Чебунин В. П., Дулябина Е. И. Стратегия развития системы высшего образования Иркутской области // Известия Иркутской государственной экономической академии. 2010. 4. С. 262–265.
3. Зуляр Р. Ю. Реформа высшего образования России в 10-е гг. XXI в. и ее провинциальный результат (политический аспект) // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Политология. Религиоведение. 2013. № 2 (11), ч. 1. С. 102–109.
4. Логунова Г. В., Булдыгеров П. Н. Государственная политика Российской Федерации в сфере высшего образования по привлечению студентов к научно-исследовательской работе // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Политология. Религиоведение. 2019. Т. 28. С. 19–28.
5. Большедворская М. В., Блинникова А. В. Проектное управление как метод совершенствования системы высшего образования (на примере Иркутской области) // Педагогический ИМИДЖ. 2020. № 2. С. 232–247.
6. Урожаева Т. П. Система высшего образования Иркутской области в конце 1990-х – 2010-е гг.: от экстенсивного роста к оптимизации // Историко-педагогические чтения. 2019. № 23. С. 145–150.
7. Авдосенко Е. В., Куйдин А. А. Проект «Открытое образование»: этапы реализации в образовательной организации // Перспективы науки и образования. 2018. № 3 (33). С. 43–48.
8. Геращенко Д., Губа К., Мироненко А. Новые управленцы в вузах? Волна смены ректоров в 2015–2017 гг. СПб. : ЦИАНО ЕУСПб. 16 с.
Скачать статью в формате pdf