Статьи журналов

Представления о профессиональной деятельности взрослых на уровне специального начального образования

Автор(ы):

Раиса Альбертовна Афанасьева, кандидат педагогических наук, доцент, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4493-08, Иркутский государственный университет

664003, Россия, г. Иркутск, ул. К. Маркса, 1, тел.: +7 (3952) 242238, kaf_pipsoiv @mail.ru

Аннотация. Введение. Уровень начального образования является важным этапом в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья, в нашем случае – с нарушением интеллекта. Возможности изобразительной деятельности в работе по формованию представлений о профессиональной деятельности взрослых у младших школьников данной категории имеют перспективы изучения.

Материалы и методы. В исследовании были применены метод теоретического анализа, метод педагогического эксперимента, метод педагогического анализа. Для оценки уровня представлений о профессиональной деятельности были взяты методики Н. С. Пряжникова, для выявления особенностей представлений детей с ограниченными возможностями здоровья – методика Е. А. Стребелевой.

Результаты исследования. Благодаря результатам выполнения методик были выявлены особенности представлений о профессиональной деятельности взрослых на уровне начального специального образования. Разработанные методические рекомендации позволяют формировать целостные представления о профессиональной деятельности взрослых.

Заключение. Поведённая поэтапная работа на уровне начального образования с детьми с ограниченными возможностями здоровья дала возможность для комплексного погружения в систему коррекционно-воспитательных мероприятий.

Ключевые слова: изобразительная деятельность, ограниченные возможности здоровья, профессиональная деятельность взрослых, уровень начального образования

Для цитирования: Афанасьева Р. А. Представления о профессиональной деятельности взрослых на уровне специального начального образования // Педагогический ИМИДЖ. 2021. Т. 15. № 3 (52). С. DOI: 10.32343/2409-5052-2021-15-3-305-313

DOI: 10.32343/2409-5052-2021-15-3-305-313

УДК: 376.3

Статья поступила в редакцию 14.06.2021, одобрена после рецензирования 25.07.2021, принята к публикации 07.09.2021

Список источников:

1. Black-Hawkings K. Developing inclusive classroom practices: What guidance do commercially published texts off er teachers? European Journal of Special Needs Education, 2012. Vol. 27 (4). P. 499. DOI:10.1080/08856257.2012.720412

2. Bierbaum L. J., Henrich C. C., Zigler E. F. Disobedient behaviours in children with intellectual disability. Journal of Intellectual and Developmental Disability. 2005. Vol. № 30(2). P. 117. DOI:10.1080/13668250500125007

3. Акатов Л. И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М. : ВЛАДОС, 2004. 364 с.

4. Афанасьева Р. А. Проектирование программ, направленных на содействие профессиональному самоопределению детей и подростков с ограниченными возможностями жизнедеятельности // Сибирский Педагогический журнал. 2015. № 2. С. 191–195.

5. Маллер А. Р. Дети с нарушением интеллекта: социально-трудовая адаптация: учебно-методическое пособие. Самара : Современные образовательные технологии, 2010. 207 с.

6. Старобина Е. М. Профессиональная подготовка лиц с умственной отсталостью: методическое пособие. М. : НЦ ЭНАС, 2003. 119 с.

7. Выготский Л. С. Детская психология. Собр. соч. в 6 т. Т. 4. М. : Педагогика, 1984. С. 387.

8. Екжанова Е. А., Резникова Е. В. Основы интегрированного обучения: пособие для вузов. М. : Дрофа, 2008. 46–48 с.

9. Пряжников Н. С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения: учебно-методическое пособие. М. : Изд-во Московского психолого-социального института ; Воронеж : НПО МОДЭК 2003. 400 с.

10. Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушениями интеллекта: методические рекомендации. М. : Просвещение, 2011. 175 с.

 

Скачать статью в формате pdf

Формирование культа книги в русской культуре XVIII–XX веков

Автор(ы):

Татьяна Екимовна Беньковская, доктор педагогических наук, профессор кафедры литературы, журналистики и методики преподавания литературы, доцент, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6438-7513, Оренбургский государственный педагогический университет

460014, Россия, г. Оренбург, ул. Советская, 19, тел.: +7 (3532) 772452, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация. Введение. Во введении обозначена цель: проследить путь становления и формирования на протяжении XVIII–XX веков такого уникального явления в российской культуре, как культ книги, выявить причины и факторы, которые определили высокий статус литературы в русском обществе, её роль в развитии национального самосознания, способствовали тому, что книга стала для российских граждан не только и не столько одним из способов проведения досуга, сколько духовной потребностью.

Материалы и методы. В исследовании были использованы такие методы, как историко-сравнительный анализ, обобщение и синтез, метод актуализации, дающий возможность сконцентрировать внимание на тех фактах, событиях, явлениях, наблюдениях, идеях и выводах, которые представляют научно-педагогическую ценность для осмысления роли книги, чтения, культуры в сознании человека современной России, литературы как учебной дисциплины в школьном образовании XXI века. Многоаспектный подход к осмыслению длительного исторического пути становления и формирования культа книги, чтения в русской культуре XVIII–XX веков позволил объективировать результаты исследования.

Результаты исследования. Проведённый нами многоаспектный анализ становления и формирования культа книги, культа чтения в русской культуре начиная с Древней Руси охватил самые разные стороны осмысления этого явления: философия; культура; литература как часть культуры и вид искусства, как выразительница общественного и национального самосознания; литература как учебный предмет в системе школьного образования; психология «читательства»; книга и её место в духовной жизни русского человека разных эпох, в том числе современного состояния российского общества; журналистика и книгоиздательская деятельность и др. Результатом исследования стал вывод о том, что феномен культа книги в русской культуре на протяжении длительного времени объясняется созданием стройной и выверенной системы формирования личности, воспитания читателя, приобщения к книге, системы, охватывающей все социальные и духовные институты: семью, школу, культуру, общество, государство.

Заключение. Проведённое исследование заострило ставшую особенно актуальной в XXI веке проблему чтения, места и роли книги в современном цифровом обществе. Очевиден тот факт, что только системный подход к решению данной проблемы, требующий объединения усилий всех обозначенных нами институтов, может дать положительные результаты, если мы не хотим потерять читателя уже в детстве.

Ключевые слова: культ книги, ментальность, духовность, национальное самосознание, нравственность, культура, литературоцентризм, система, литературное образование, воспитание читателя

Для цитирования: Беньковская Т. Е. Формирование культа книги в русской культуре XVIII–XX веков // Педагогический ИМИДЖ. 2021. № 3 (52). С. 293–304. DOI: 10.32343/2409-5052-2021-15-3-293-304

DOI: 10.32343/2409-5052-2021-15-3-293-304

УДК: 002

Статья поступила в редакцию 01.02.2021, одобрена после рецензирования 30.08.2021, принята к публикации 13.09.2021

Список источников:

1. Программы общеобразовательных учреждений. Программа литературного образования. 5–9 классы / под ред. чл.-кор. РАО, проф. В. Г. Маранцмана. М. : Просвещение, 2005. 222 с.

2. Лихачев Д. С. Раздумья. М. : Детская литература, 1991. 318 с.

3. Благой Д. Д. История русской литературы XVIII века. М. : Учпедгиз, 1955. 568 с.

4. Чаадаев П. Философические письма. М. : Азбука-классика, 2020. 224 с.

5. Хомяков А. С. Всемирная задача России / cост. и комментарии М. Панфилова / отв. ред. О. Платонов. Изд. 2-е. М. : Благословение, Институт русской цивилизации, 2011. 781 с.

6. Гуревич П. С. Философское толкование человека: монография. М., СПб. : Центр гуманитарных инициатив, 2012. 472 с.

7. Соловьев В. С. Оправдание добра / отв. ред. О. А. Платонов. М. : Институт русской цивилизации. Алгоритм, 2012. 656 с.

8. Лихачев Д. С. Письма о добром и прекрасном. М. : Прогресс, 1992. 238 с.

9. Ильин И. А. Наши задачи. Историческая судьба и будущее России. Статьи 1948–1954 годов: в 2 т., т. 1. [сост. и авт. вступ. ст. И. Н. Смирнов]. М. : Papor, 1992. 343 с.

10. Лосский Н. О. Условие абсолютного добра. М. : Политиздат, 1991. 368 с.

11. Гачев Г. Д. Ментальности народов мира. М. : Эксмо: Алгоритм. 2003. 541 с.

12. Соколов В. М. Российская ментальность и исторические пути отечества: записки социолога. М. : РАГС, 2007. 244 с.

13. Харсеева Н. В., Копенкина Ю. В. Духовность как основа российского менталитета в образовании // Aspectus. 2016. № 2 (11). С. 78–87.

14. Острогорский В. Беседы о преподавании словесности. М. : Тип. М. Г. Волчанинова, 1887. 111 с.

15. Лебедев А. М. Внеклассное чтение учащихся: систематический подробный указатель литературы. Для учителей рус. яз. на всех ступенях обучения. М. ; Петроград; Харьков : В. В. Думнов, насл. бр. Салаевых, 1918. 47 с.

16. Рубакин Н. Этюды по психологии читательства: Внеклассное чтение и его организация. Этюд второй // Русская школа. 1910. № 12. С. 148–177.

17. Беньковская Т. Е. Постановка и решение проблемы «психологии читательства» в методике преподавания литературы XIX – начала XXI века // Чтение как искусство: герменевтический аспект: коллективная монография / сост. и науч. ред. Е. О. Галицких. Киров : Радуга-ПРЕСС, 2013. С. 25–34.

18. Полякова Т. И. Санкт-Петербургская программа поддержки чтения // Чтение детей и взрослых: качество чтения: сб. статей и учебно-метод. материалы / ред.-сост. Т. Г. Браже, Т. И. Поспелова. СПб. : СПбАППО, 2009. С. 3–6.

19. Бердяев Н. А. Смысл творчества. М. : Правда, 1989. 608 с.

 

Скачать статью в формате pdf

Государственные программы развития высшего образования в Иркутской области на современном этапе

Автор(ы):

Юлия Андреевна Денисова, магистр политологии кафедры политологии, истории и регионоведения исторического факультета, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3540-1678, Иркутский государственный университет

664003, Россия, г. Иркутск, ул. К. Маркса, 1, тел.: +7 (3952) 243995, e-mail: yulya.yulya1997yu@mail.ru

Раксана Юрьевна Зуляр, кандидат политических наук, доцент, доцент кафедры политологии, истории и регионоведения исторического факультета, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9320-519X, Иркутский государственный университет

664003, Россия, г. Иркутск, ул. К. Маркса, 1, тел.: +7 (3952) 243995, e-mail: raksana-m@yandex.ru

Аннотация. Введение. Важнейшим фактором развития государства является состояние и функционирование системы образования. От того, насколько система образования отвечает вызовам современного мира, зависит социальная и экономическая стабильность государства, его престиж на международной арене. В статье кратко представлено развитие вузов Иркутской области в XXI в., проанализирована региональная специфика реализации государственных программ развития высшего образования. Выявлены некоторые из проблем эффективного функционирования высшей школы в регионе, также авторами выдвинут ряд предложений по оптимизации этого процесса.

Материалы и методы. Для реализации цели авторами проработана источниковая база, представленная нормативно-правовыми актами регулирования сферы образования; сборниками статистических данных за последние годы; проведён вторичный анализ данных социологических исследований. Основу теоретического понимания темы составляют монографические и диссертационные исследования, научные статьи, затрагивающие федеральный и региональный уровни развития образовательной политики.

Результаты исследования. Выявлены некоторые из проблем эффективного функционирования высшей школы в регионе, также авторами выдвинут ряд предложений по оптимизации этого процесса.

Заключение. Высшее образование в Иркутской области имеет ряд структурных проблем, которые затрудняют развитие региональной высшей школы. Федеральные программы как инструмент преобразования системы образования не способны изменить это положение и не оказывают существенного влияния на качество высшего образования на настоящем этапе.

Ключевые слова: история образования, развитие высшего образования, региональные вузы, реформирование системы образования, образовательная политика

Для цитирования: Денисова Ю. А., Зуляр Р. Ю. Государственные программы развития высшего образования в Иркутской области на современном этапе // Педагогический ИМИДЖ. 2021. Т. 15. № 3 (52). С. 274–283. DOI: 10.32343/2409-5052-2021-15-3-274-283

DOI: 10.32343/2409-5052-2021-15-3-274-283

УДК: 378(571.53)

Статья поступила в редакцию 29.06.2021, одобрена после рецензирования 06.09.2021. принята к публикации 06.09.2021

Список источников:

1. Зуляр Ю. А. Проблемы и тренды российского высшего образования, и их иркутские интерпретации // Иркутский историко-экономический ежегодник. 2013. Иркутск : Байкальский государственный университет, 2013. С. 47–57.

2. Чебунин В. П., Дулябина Е. И. Стратегия развития системы высшего образования Иркутской области // Известия Иркутской государственной экономической академии. 2010. 4. С. 262–265.

3. Зуляр Р. Ю. Реформа высшего образования России в 10-е гг. XXI в. и ее провинциальный результат (политический аспект) // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Политология. Религиоведение. 2013. № 2 (11), ч. 1. С. 102–109.

4. Логунова Г. В., Булдыгеров П. Н. Государственная политика Российской Федерации в сфере высшего образования по привлечению студентов к научно-исследовательской работе // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Политология. Религиоведение. 2019. Т. 28. С. 19–28.

5. Большедворская М. В., Блинникова А. В. Проектное управление как метод совершенствования системы высшего образования (на примере Иркутской области) // Педагогический ИМИДЖ. 2020. № 2. С. 232–247.

6. Урожаева Т. П. Система высшего образования Иркутской области в конце 1990-х – 2010-е гг.: от экстенсивного роста к оптимизации // Историко-педагогические чтения. 2019. № 23. С. 145–150.

7. Авдосенко Е. В., Куйдин А. А. Проект «Открытое образование»: этапы реализации в образовательной организации // Перспективы науки и образования. 2018. № 3 (33). С. 43–48.

8. Геращенко Д., Губа К., Мироненко А. Новые управленцы в вузах? Волна смены ректоров в 2015–2017 гг. СПб. : ЦИАНО ЕУСПб. 16 с.

 

Скачать статью в формате pdf

Образовательный контент мессенджера «Telegram» как инструмент повышения результативности образовательного процесса

Автор(ы):

Ольга Александровна Белых, доктор биологических наук, профессор кафедры водных биоресурсов и аквакультуры, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7274-1420, Байкальский государственный университет

664003, Россия, г. Иркутск, ул. Ленина, 11, тел.: +7 (3952) 50000, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация. Введение. Химия является учебным предметом, который вводится в образовательный процесс одним из последних и завершает естественно-научную картину мира в старших классах. Являясь одним из наименее востребованных предметов на Едином государственном экзамене, химия вызывает наибольшие фобии у учащихся. Учитывая важность качества усвоения предмета и степени успешности познавательной деятельности и профессиональной ориентации ученика, мы определили цель публикации – рассмотреть эффективность размещения учебного контента по химии в мессенджере «Telegram».

Материалы и методы. Был проведён педагогический эксперимент с использованием дополнительного образовательного контента «Химия – элементарно», который разместили в Telegram-канале. Использование компетентностного и средового подходов способствовали индивидуальной успешности ребёнка в условиях моделируемого образовательного пространства.

Результаты исследования. Выявлено, что за период пандемии и перехода к дистанционным образовательным технологиям возросла потребность в дидактических материалах по химии. Использование дополнительного образовательного контента по химии в мессенджере «Telegram» показало положительное влияние на качество знаний учащихся по предмету. За время эксперимента повысилась познавательная активность и успеваемость по химии.

Заключение. Полученные результаты позволили обосновать повышение успеваемости и преодоление химиофобии. Организация дополнительного дидактического контента через Telegram-канал в доступной игровой форме (вопросы викторины, ребусы) может служить фактором повышения эффективности образовательного ресурса.

Ключевые слова: учебный контент, методика преподавания химии, дистанционные

технологии, педагогический эксперимент, Telegram-канал, мессенджер «Telegram»

Для цитирования: Белых О. А. Образовательный контент мессенджера «Telegram» как инструмент повышения результативности образовательного процесса // Педагогический ИМИДЖ. 2021. Т. 15. № 3 (52). С. 284–292. DOI: 10.32343/2409-5052-2021-15-3-284-292

DOI: 10.32343/2409-5052-2021-15-3-284-292

УДК: 372.854+004

Статья поступила в редакцию 03.06.2021, одобрена после рецензирования 05.08.2021, принята к публикации 08.09.2021

Список источников:

1. Педагогическая психология. Хрестоматия: учебное пособие для студентов. Тюмень : Изд-во Тюмен. гос. ун-та, 2009. 374 с.

2. Грунт Е. В., Беляева Е. А., Лисситса С. Дистанционное образование в условиях пандемии: новые вызовы российскому высшему образованию // Перспективы науки и образования. 2020. № 5 (47). С. 45–58. doi: 10.32744/pse.2020.5.3

3. Овчинникова В. В. Организация образовательного медиаресурса как аспект

управления образовательной организацией // Молодой учёный. 2020. № 22 (312). С. 380–382.

4. Петросян Р. А., Молчанов М. Г. Методика использования медиаресурсов при обучении информатике в общеобразовательных учреждениях // Меридиан. 2019. № 15 (33). С. 315–317.

5. Павлова Т. Б., Яковлева О. В., Устюгова Т. А. Развитие медиакомпетентности будущих педагогов: роль и место интеллектуальных технологий // Современные информационные технологии и ИТ-образование. 2019. Т. 15. № 2. С. 488-498. DOI: 10.25559/SITITO.15.201902

6. Шматов А. В., Мальцева С. В. Разработка модели сетевого взаимодействия образовательных организаций разных типов с использованием медиаресурсов для реализации дополнительных общеобразовательных программ // Молодой учёный. 2017. № 6 (140). С. 465–468.

7. Подласый И. П. Педагогика: 100 вопросов – 100 ответов: учеб. пособие для студентов вузов. М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. 365 с.

8. Хлабыстова Н. В., Нетребко Е. Н. Институт высшего образования как фактор сохранения социального неравенства // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2019. № 4 (245). С. 223–230.

9. Фотиева И. В., Кирилин К. А. Медиаобразование как форма «цифрового образования»: проблемы и тенденции // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 2 (75). С. 266–268.

10. Белых О. А. Современные ресурсы компетентностно-ориентированного профессионального образования в подготовке специалистов экономической безопасности // Современные проблемы профессионального образования: опыт и пути решения : материалы Первой всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 2016. С. 98–102.

11. Вяткин А. П., Невструева Т. Х., Терехова Т. А., Санина Л. В. Методы психокоррекции личности несовершеннолетних в системе раннего предупреждения их преступного поведения // Всероссийский криминологический журнал. 2016. Т. 10. № 3. С. 487–498. DOI 10.17150/2500-4255.2016.10(3)

 

Скачать статью в формате pdf